Однажды он так сильно избил меня ремнём по спине, что на теле остались вздутые красно-белые полосы. Он сам испугался от содеянного. Затем он поливал меня холодной водой. Но, несмотря на это, следы на коже исчезают, а вот в душе остаются навсегда.
Как правильно сечь девочек розгами. Филейное воспитание ()
В последние годы можно часто слышать от представителей старшего поколения, что современную молодежь иногда необходимо наказывать розгами. Однако как дети, так и взрослые редко имеют полное представление о том, что именно собой представляет такой метод наказания и как он применялся на практике.
Это выражение полностью однозначно и не предполагает множественных интерпретаций. Сечь розгами означает наносить удары по телу, используя связку прутьев по мягким частям тела. Обычно данный способ использовался как форма наказания за различные провинности. У данного метода имелись несколько целей. Во-первых, причиняемая физическая боль должна была внушить детям страх перед наказанием и, соответственно, предотвратить появление новых проступков. Во-вторых, не менее важным, является и психологический аспект. Физическое наказание не только причиняет вред, но также вызывает чувство стыда, особенно когда такое наказание совершается в присутствии других детей, таких как товарищи по играм или одноклассники. Это оставляло глубокий след и порождало ранения в детском самолюбию.
В этом контексте стоит отметить, что этот способ воспитания был особенно распространен в Англии. Там розгами наказывали как в домашних условиях, так и в образовательных учреждениях. Эта практика в некоторой степени сохраняется и в наши дни, но лишь в определенных общинах.
Существует мнение, что именно Россия стала источником этого жестокого и в чем-то варварского способа наказания. Однако это мнение является ошибочным. Исследования историков показывают, что розги использовались во многих государствах, включая и развитые страны Европы.
Этот метод имеет свое латинское наименование — «флагелляция». Изучая искусство различных стран, можно встретить французскую гравюру, на которой изображена уютиная комната. В центре композиции сидит глава семейства, погружённый в чтение Библии, в то время как его жена готовит розги, предназначенные для наказания их дочери. Десятилетняя девочка, находясь рядом, не может сдержать слез.
Как секли розгами в старину
Средства наказания с применением розг имеют глубокие исторические корни. В прошлом детей наказывали розгами не только за грубые проступки, но и просто так, в качестве меры профилактики, проще говоря, «чтобы не повадно было».
Если взглянуть на более древние аспекты, то можно заметить, что женщины также поддавались наказаниям за различные проступки. Например, в Древнем Египте женщин часто подвергали избиению за адюльтер. Однако с принятием христианства в европейскую культуру, применение физического насилия в отношении женщин стало считаться безнравственным, и со временем его стали применять всё реже.
В Соединенном Королевстве женщин наказывали в местах лишения свободы. Наказание проводилось по следующей схеме: женщину приводили в специально отведённую комнату, где находилась длинная скамья, оборудованная ремнями для связывания рук и ног. Приговор зачитывался с подробным разъяснением причин наказания. Затем жертва должна была лечь на скамью животом вниз. Её конечности крепко связывали, ограничивая любую подвижность. Затем начинался процесс наказания, который сопровождался душераздирающими криками и мольбами о помощи. Наказания в то время были крайне жестокими, и после всего происходившего, женщину часто возвращали в её камеру в бессознательном состоянии.
Во времена правления королевы Елизаветы I, публичные исполнения наказаний были довольно распространены. Флагелляция происходила в тюремных дворах на специально оборудованных помостах, поскольку площадь не позволяла разместить всех желающих наблюдать за этим зрелищем.
Можно ли бить ребенка
Допустимо ли применять физическое наказание по отношению к детям за мелкие проступки: например, разбитую вазу, уроненный горшок с цветком, отобранную игрушку у другого малыша, оторванные обои, или произнесение непристойных слов?
Ю. К.: Как бы ужасно ни выглядел поступок вашего ребенка, важно оставаться сдержанным и рассудительным, а не срывать на нем свои эмоции. Родительская задача заключается в том, чтобы в процессе наказания не лишать ребенка чувства защищенности и безопасности. Таким образом, основной посыл должен заключаться в том, что не ребенок плохой, а его поступок является неправильным. Чувствуете разницу?
В. Г.: Если вы все-таки решили лишить ребенка своей доброты и шлепнуть его, сначала встаньте на его уровень: опуститесь на колени или присядьте, чтобы находиться с ним на одной высоте. Затем задумайтесь, как он сможет ответить вам в случае применения физической силы, и поймите, чем он сможет постоять за себя.
Наиболее страшным для маленького человека является отсутствие возможности сказать: «Не нужно так ко мне относиться!» и «Не трогайте меня руками!». Ни в коем случае нельзя перепрыгивать через пределы физического насилия.
Что происходит с ребенком в момент наказания?
Ю. К.: Наиболее важным и тревожным является тот факт, что ребенок теряет ощущение защищенности и безопасности. Это чувство, по сути, является основой для здорового психологического развития ребенка. Это можно сравнить со строительством дома: без надежного фундамента невозможно возвести стены и обеспечить крышу.
В. Г.: Когда вы собираетесь нацелиться на ребенка, у него происходят физиологические изменения: всё внутри сжимается — особенно анус и сфинктер. Он стремится закрыться в «домике». Этот ужас, который направляется на него, блокируется и вызывает спазмы во всем кровообращении, что, в свою очередь, может привести к гипоксии и неспособности адекватно реагировать на окружающий мир. В результате этого у ребенка может наблюдаться задержка в развитии.
Какой возраст считается наиболее уязвимым, когда применение насильственных методов может привести к серьезным психологическим проблемам?
Ю. К.: На любом этапе жизни физическое наказание является большим стрессом. В возрасте до трех лет ребенок эмоционально особенно связан с матерью, и если она причиняет ему физическую боль, то это непременно окажет негативное воздействие на его психоэмоциональное развитие. Но и после трех лет любые физические наказания оставляют заметный след в его психике. Подобные методы могут только научить ребенка подчиняться и выполнять желания родителей так, как им удобно. Не стоит игнорировать тот факт, что выбравшись из родительской семьи, он унесет с собой это умение. А кому он будет подчиняться после вас — это хороший вопрос!
Какие могут быть последствия для психики
Каким образом может повлиять легкий, по мнению родителей, шлепок по губам или попе, а также легкий удар ремнём?
Ю. К.: Любое физическое наказание, будь то удар, шлепок, подзатыльник, резкое одергивание за руку, оказывает на ребенка одинаково негативное влияние. Физическое воздействие на ребенка сродни попытке починить микросхему с помощью кувалды. Эти методы тормозят психосексуальное развитие ребенка: его естественные качества и таланты остаются неразвитыми. Это можно сравнить с сорванным зеленым апельсином с дерева и надеждой, что он станет сладким.
В. Г.: Дети, которые постоянно боятся подвергнуться физическому наказанию, не способны концентрироваться ни на своих игрушках, ни на школьных уроках.
Во время физических наказаний у ребенка может возникнуть страх перед родителями: со временем это перерастает в невроз, глубокую обиду и ненависть. В этом состоянии малышу будет проще избегать общения с мамой и папой, находиться в уголке или играть в одиночку. Такие дети впоследствии весьма трудно адаптируются в обществе: в общении со сверстниками и другими людьми в детском саду, школе.
Я работала с детьми в возрасте от 6 до 15 лет, которые испытывали ненависть к своим родителям. Они говорили: «Мне нужно терпеть это», «Я не знаю, когда это закончится», «Я хочу, чтобы меня просто перестали бить».
Мы работаем с ними над тем, чтобы они могли открыть свои сердца для любви, нежности и заботы. Вытащить их из этого состояния чрезвычайно сложно. Родители в таких ситуациях часто отмечают, что их дети стали замкнутыми и закрытыми. Однако первопричиной этого является не сам ребенок: с каждым ударом накапливается обида, разрушается естественная связь с родными. В семьях, где присутствует насилие, взаимопонимание невозможно.
Униженный ребенок чаще всего чувствует себя одиноким. В таком состоянии он может оказаться в плохой компании, начинает злоупотреблять вредными привычками или даже задумывается о суициде. Он будет пытаться найти себя и своё место в мире. Сложно изменить его мировоззрение, ведь то, чего ему недодали в любви и заботе, он будет искать в удовольствии.
Ребенок, подвергавшийся физическому насилию в детстве, сталкивается со множеством трудностей, когда выходит в общество: всё что-то резкое, звуки, новые встречи настораживают его. Он испытывает трудности в дружбе, ему сложно доверяться другим людям, что также затрудняет его отношения со второй половиной. В будущем у него может быть низкая самооценка и неуверенность в самой жизни. Ещё можно отметить, что он будет постоянно чувствовать давление со стороны других: либо он будет ощущать, что кто-то имеет власть над ним, либо сам начнет применить силу по отношению к тем, кто слабее него — к детям или своему партнеру.
Как физическое насилие влияет на ощущение личных границ?
Ю. К.: Когда в семье не считается с мнением ребенка, не существуют физических границ, а его эмоции и попытки выразить свое «нет» вызывают у родителей раздражение и агрессию, то и окружающий мир будет относиться к ребенку аналогичным образом: например, сценарий, согласно которому будущий партнер также может применять к нему как физическое, так и психологическое насилие. Такие дети, уже будучи взрослыми, часто вступают в отношения с абьюзерами.
В. Г.: Если была возможность причинить вред вашему ребенку в возрасте 1,5–2 лет, то это значит, что вы позволили жестокое отношение к его телу. В тот момент, когда ребенок окажется в мире, он поймет, что к нему можно прикасаться с силой, грубостью, ненавистью и злобой. Это нарушает его границы неприкосновенности.
Как раньше относились к физическим наказаниям детей в России
В дореволюционной России телесные наказания широко применялись и отличались жестокостью. Обсуждался лишь вопрос о допустимых пределах жестокости.
Изборник, датированный 1076 годом, учит о необходимости укрощения детей с раннего возраста. В повести о Акире Премудром, написанной в XII веке, говорится: «Не удерживайся от наказания сына своего». В «Домострое», составленном протопопом Сильвестром, духовником Ивана Грозного, рекомендуется: «Наказывай сына своего в его молодости, и это успокоит тебя в старости». Существует также утверждение: «Не жалей о младенце, когда бьешь его. Наказывая его жезлом, он не умрет, но будет более здоровым, ибо, казня его тело, ты спасешь его душу от смерти».
Сдвиги в подходах к наказаниям начали наблюдаться лишь в XIX веке. В 1858 году выдающийся хирург Николай Пирогов опубликовал статью под названием «Нужно ли сечь детей?», в которой утверждал, что физические наказания противоречат педагогическим принципам. Эти взгляды были очень революционными для своего времени. В следующем году в циркуляре по Киевскому учебному округу Пирогов высказывал более сдержанные мысли: отвергая розги, он отмечал, что обойтись без них категорически невозможно. Известный публицист Николай Добролюбов, активно выступавший против существующей системы воспитания, в итоге высмеял данный циркуляр.
Телесные наказания сохранялись до начала XX века во многих приходских и сельских школах. Доходило до судебных разбирательств и скандалов лишь в случае экстраординарной жестокости. Конечно, в семейном быту применение физических наказаний было весьма распространено. Разве могло быть иначе, если они официально воспринимались как средство воспитания?
В 1908 году русский врач, деятель земской медицины и этнограф Дмитрий Жбанков провел опрос среди московских студентов. Из 324 опрошенных 75 заявили, что дома их наказывали розгами, а 85 — другими видами наказаний, такими как пощечины, порки вожжами или мокрой веревкой, стояние на голых коленях в углу на горохе. Ни один из опрошенных не осудил своих родителей, и пять даже высказали мнение, что следовало бы наказывать ещё сильнее. При этом следует отметить, что девочек били реже, чем мальчиков.
В советские годы телесные наказания в школах были официально запрещены. Однако это касалось ритуальной формальной порки; учителя и воспитатели продолжали нередко применять шлепки и легкие побои. Применение таких методов зависело от конкретной ситуации: особенностей учебного заведения, социального положения ученика, а также степени готовности родителей защищать свои детей.
Оценить масштабы применения физических наказаний в семьях Советского Союза достаточно сложно; подобные исследования проводились редко. Но одно из них, проведенное в конце 1980-х годов: журналист Николай Филиппов организовал анонимное анкетирование среди 7500 детей возрастом от девяти до пятнадцати лет в 15 разных городах страны. 60% опрошенных сообщили, что их родители применяли физические наказания. 86% сообщили о регулярной порке, 9% были заставлены стоять в углу на коленях на горохе, соли или кирпичах, 5% сообщили, что им наносили удары по лицу или голове.
Неудивительно, что при одобрении применения физических наказаний и их использовании в России на протяжении веков, сегодня примерно две трети родителей готовы прибегнуть к ним, а четверть из них хотя бы раз использовали ремень в качестве воспитательной меры.
Как воздействуют телесные наказания на детей: исследования
Ученые из Монреальского университета в Канаде провели исследование, которое показало, что физическое насилие негативно сказывается на развитии детского мозга. Согласно результатам исследования, у детей, которые подвергались тряске и побоям, отмечается уменьшение размеров миндалевидного тела и префронтальной коры — участков мозга, играющих критически важную роль в регуляции тревожных и депрессивных переживаний. Это может повышать риск развития психических заболеваний в будущем.
Не так давно было проведено еще одно исследование, касающееся именно шлепков. Специалисты из Гарварда, опубликовавшие свои данные в журнале Child Development, выявили, что даже легкие телесные наказания могут приводить к аналогичным изменениям в мозге, как при крайне жестоком обращении, что, в свою очередь, повышает риск развития депрессии, тревожных расстройств и расстройств поведения.
Клинический психолог Александра Меньшикова в интервью Правмиру объясняет, что шлепки активируют лишь лимбическую систему, отвечающую за эмоциональные реакции. Другими словами, ребенок начинает бояться — и только. Когда же родители объясняют, что именно не так, включаются другие участки мозга, так как детям необходимо анализировать услышанное, что способствует их психическому развитию.
Она также отмечает, что родители, применяющие физические наказания, часто чувствуют себя бессильными — им сложно понять, что еще можно сделать для воспитания детей. Это связано не только с историческим наследием, но и с загруженностью: гораздо проще и быстрее отшлепать, чем уделить время объяснениям.
Тем не менее есть некоторые положительные изменения: с 60% детей, подвергавшихся физическому наказанию в конце 80-х, мы пришли к 25% родителей, применяющих в качестве мер воспитания побои. Существуют уже и женщины, которые, несмотря на традиционные ценности, решают отказаться от телесных наказаний. Я попросила их рассказать, почему они пришли к этому решению, и как это изменило их жизнь.
Поведение определяют родители
Директор школы № 114 Валентина Федотова утверждает, что дети полностью отражают обстановку, складывающуюся в их семьях, поэтому важным условием успешного воспитания является личный пример.
Я могу определить, как себя ведут их родители, просто глядя на детей. Многие родители этого не понимают. Когда я говорю им об этом на родительских собраниях, они часто не верят. Но это истина. Обстановка в семье крайне важна для правильного развития ребенка, ведь именно пример взрослых, которые его окружает, формирует его поведение. Если родители требуют от детей соблюдения определённых норм, но сами их не придерживаются, то из этого не получится никакого эффекта, что бы вы ни делали. Я обратила внимание на важное: каким ребенком он стал к шестому классу, таким он и останется во взрослом возрасте, — делится Валентина Федотова.
Ключевое правило при выборе мер воздействия — родителям следует придерживаться единой позиции. Если один родитель считает, что ребенок должен понести ответственность за свои поступки, а другой придерживается противоположной точки зрения, вас ожидают манипуляции. Даже если мнения отца и матери не совпадают, один из них должен пойти на уступки, иначе это не даст положительного результата.
Не менее важно общение с ребенком в непринужденной обстановке. Нужно объяснять малышу, что он сделал правильно, а что — нет, и слышать его точку зрения. Он должен понимать, что его мнение тоже учитывается родителями. Диалог в семье должен строиться конструктивно. Также важно поощрять ребенка. Если он стеснителен, но старается, можно договориться с педагогом, чтобы тот его похвалил. Когда дети видят, что их усилия ценят, это мотивирует их. Но здесь важно не переборщить, иначе ребенок может начать воспринимать каждое свое действие как достижение.
При этом, если родители не могут самостоятельно разобраться, как влиять на своего ребенка, имеет смысл обратиться к профессиональному психологу.
Сообщайте о насилии
Начальник ОДН МВД России по Пермскому краю Татьяна Кандакова подчеркивает важность осознания родителями последствий применения методов воздействия к детям.
Родители должны помнить, что за физическое насилие над детьми их самих могут привлечь к ответственности. Согласно ст. 156 УК РФ, несоблюдение родительских обязанностей в воспитании несовершеннолетнего наказывается за неоказание необходимых детей жизни, а также за факты физического насилия. В соответствии со ст. 116 возможно привлечение за побои и иные действия, причиняющие физическую боль, а по ст. 117 — за истязание, если речь идет о систематическом применении физических и психических страданий. В зависимости от обстоятельств может быть назначено наказание в виде штрафа до 100 тысяч рублей, обязательных или исправительных работ, принудительных работ, а в некоторых случаях — лишения свободы сроком до семи лет.
Случаи возбуждения уголовных дел по этим статьям не так распространены. Например, за восемь месяцев текущего года по ст. 156 было открыто 23 дела, все они касались асоциальных семей, находящихся на грани лишения родительских прав. В таких семьях родители часто не заботятся о состоянии здоровья ребенка, даже когда он болен. В результате плохого обращения у детей могут возникнуть социальные заболевания, такие как чесотка или педикулез. В таких семьях дети часто остаются голодными и без присмотра. Зачастую именно такие семьи, как правило, занимают приверженность к насилию.
Информацию о подобных фактах чаще всего сообщают педиатры, которые при осмотрах обнаруживают у детей синяки и ссадины, или учителя, которые слышат от самих детей о том, что происходит в их семьях. Однако чаще всего о насилии знают соседи, которые замечают и слышат, что ребенок в беде. В таких ситуациях не стоит оставаться равнодушным, следует сообщить о происшествии в полицию. Это важно, так как в некоторых случаях дети страдают от родителей годами, и мы не сможем им помочь. Не бойтесь, что из-за вашего сообщения родителей немедленно отправят за решетку, а ребенка сделают сиротой. Когда поступает информация о возможном насилии над ребенком, мы проводим встречу с семьями и осуществляем профилактическую работу. Это зачастую помогает изменить бытовую ситуацию в интересах ребенка.
Ваши советы хороши в теории, но вы даже не представляете, как мне тяжело
Эда Ле Сан, из книги «Когда ваш ребёнок сводит вас с ума»:
Я не забыла, каким изматывающим может быть уход за ребёнком. Некоторые дни кажутся просто невыносимыми, несмотря на то, насколько мне нравится быть родителем и как сильно я люблю свою дочь. Я помню страх, чувство вины, раздражение, скуку и даже ощущение заточения, полной зависимости от дочери. Я помню дни, когда мне хотелось закричать: «Выпустите меня отсюда!». Теперь я понимаю, что это кошмарное чувство, что от меня требуют больше, чем я могу дать, не было бы таким сильным, если бы я понимала, что каждый раз, удовлетворяя потребности ребёнка с терпением и добротой, я также лелею в себе его образ. Моя жизнь была бы проще, если бы я объяснила и себе, и ему, как трудно быть маленьким и беззащитным, и как мы нуждаемся друг в друге в моменты утешения.
У меня совершенно нет сил. Поверьте, я шлёпаю ребенка не со зла, я просто не знаю, как быть
Людмила Петрановская, из лекции «Если мама на нуле»:
Не пугайтесь, если не все получается. Не сдавайтесь. Не стесняйтесь просить о помощи.
Если вы устали и раздражены на ребёнка — просто проявите к себе доброту и признание, что вы устали. Подумайте о себе с теплом и добротой. Если пытаться бороться с раздражением, приказывая себе не поддаваться ему — это просто приказ вашей психике отстранить чувство. Отсечь часть себя, которая устала. Ничего хорошего из этого не выйдет. Это не тот вопрос, который нужно решать с помощью воли. Если ваше раздражение уменьшится, то и эмоциональное состояние ребенка станет лучше, и с ним будет легче взаимодействовать.
Тем не менее это уже тема не о наказаниях, а об эмоциональном выгорании и поддержании матерей на плаву.