Конфликты могут возникать даже в семьях между самыми близкими людьми. Это явление можно отчасти считать нормальным, так как в жизни зачастую наступает момент, когда обе стороны должны иметь возможность открыто высказаться и продемонстрировать свои чувства, включая и негативные. В школьной атмосфере важным считается не отсутствие конфликтов, а способность преодолевать их и двигаться вперед вместе.
5 типов родителей, которые вызывают неприязнь у учителя
Такие мамы и папы действительно становятся серьезной головной болью для школьного учителя.
В образовательной среде источником конфликтов могут стать не только поведение детей или отношение к ним со стороны учителей, но и сами родители. У педагогов сложилась своя постановка родительских типов, с которыми они не стремятся взаимодействовать, но порой это становится неизбежным.
Родители, не соблюдающие границы
Это одна из главных проблем, с которой сталкиваются современные учителя. С появлением чатов в мессенджерах у родителей увеличилось количество способов нарушать личные границы педагогов. Иногда они не понимают, что отправка сообщений в полночь с ожиданием быстрого ответа выходит за рамки разумного и приличного поведения.
У нас есть группа, где родители могут задавать вопросы и читать важные объявления. Но таких сообщений поступает так много, что возникает желание выбросить телефон. Он постоянно издает звуки: утром, днем, вечером и даже ночью. В полдвенадцатого ночи можно получить сообщение: „Елена Николаевна, подскажите, как оформить решение задачи — кратко или развёрнуто“. Некоторые родители не осознают, что у учителя тоже есть право на личное время; у нас имеются семьи и домашние обязанности, — рассказывает о своем опыте одна из учительниц начальных классов.
1. Придуманный идеал
Отношения между родителями и учителями никогда не были простыми, и в последние годы они становятся полем взаимных претензий. Причины этого явления весьма многообразны, и я могу упомянуть лишь те, которые видела на своем опыте. Во-первых, у родителей всегда формируется собственное видение и идеальный образ школы и учителей задолго до того, как их ребенок оказывается в школьной системе. Однако идеальные представления часто не совпадают с реальностью.
2. Разница в поведении
Во-вторых, дети проявляют себя совершенно по-разному в школьной и домашней обстановке, и как родители, так и учителя не видят всех аспектов их личности. Это часто ведет к недопониманию. Мне не раз приходилось сталкиваться с ситуациями, когда, объясняя родителям о дисциплинарных нарушениях со стороны их ребенка, я встречала их искреннее удивление.
«Это невозможно», — говорят они, — «потому что дома он послушный, работает по хозяйству, заботится о младших братьях или сестрах…» И обычно это правда.
Дома ребенок действительно может вести себя иначе, нежели в школе, и родителям сложно принять тот факт, что его социальное поведение может не соответствовать определенным нормам. Бывает и наоборот, особенно в подростковом возрасте, когда бунт выражается только в семье, а в школах подросток, наоборот, проявляет себя уравновешенно, увлекаясь учебой или общением с друзьями. Мы часто создаем иллюзии, полагая, что знаем все о наших детях.
И удивляемся, когда выясняется, что ребенок может быть скрытным, лицемерным, непредсказуемым и конфликтным: у него может быть множество скрытых проблем. Вместо того чтобы совместно разобраться в его настоящих трудностях, мы зачастую направляем свои эмоции друг на друга.
Когда родители плохо отзываются об учителе
Я понимаю, что родители могут не соглашаться со всем, что происходит в школе, и делятся своим мнением с другими родителями. Это их право! Однако дети начальной школы обычно безоговорочно доверяют своему учителю и могут неосознанно озвучить то, о чем их родители обсуждали дома. Такие неловкие ситуации — не редкость в нашей профессии. Хорошо бы, чтобы родители воздерживались от высказывания критики в адрес учителя в присутствии ребенка, чтобы это не испортило их отношения.
Бывают ситуации, когда именно взрослые недовольны работой педагога. Не стоит копить гнев неделями; лучше сообщить об этом учителю своевременно, содержательно и конструктивно.
Когда родители сравнивают учителя с коллегами
Каждый педагог обладает своими уникальными методами работы и будет относиться к детям немного иначе, чем его коллеги. К сожалению, это становится проблемой для множества родителей. Фразы типа «Учитель такой-то из такой-то школы в своем деле куда более компетентен, чем наш классный руководитель» хорошо слышны и могут восприниматься негативно.
Исследования показывают, что применение различных подходов в разных классах или образовательных учреждениях может привести к одинаковым результатам. Учителя стремятся к тому, чтобы родители признавали их профессиональные навыки и общались с ними напрямую при наличии вопросов.
Двойки ставить нельзя — рисуй тройки
Что касается самих учащихся, отмечу сразу: большинство из них вовсе не желает учиться. Все разговоры о том, что нужно заинтересовать и увлечь их, обычно оказываются бесполезными. Им на самом деле безразлично. Лишь единицы проявляют готовность учиться. Кроме того, мне выпали особенно сложные классы, где многие учащиеся намеренно провоцировали меня на конфликт. Удивительно, но чаще всего провокации исходили от девочек.
Дети чувствуют свою безнаказанность: все происходящее записывается на телефоны, и многие не приносят дневники в школу. У меня нет реальных рычагов воздействия на них.
Ставить им плохие оценки тоже нельзя. Мне неоднократно указывали на то, что двойки в четверти быть не должно. «Рисуй тройки», – но многие даже на тройку не тянут
К тому же меня не раз приходили информировать классные руководители, что это ребенок нашей коллеги или чей-то папа купил школе оборудование, поэтому нужно ставить им хорошие оценки. Спорить было бесполезно.
Родители нередко делают домашнее задание за своих детей или позволяют им пользоваться готовыми решениями. Им абсолютно все равно, списывает ли ребенок или нет. Нередко возникают забавные ситуации, когда мотивы не выполнения домашнего задания звучат крайне странно: «гулял», «устал», «не сделал», «ходил на день рождения к коту», «ездил к бабушке». Самое ужасное — это когда дети вообще перестают записывать домашнее задание; они больше не ведут записи, даже если все продублировано в электронном дневнике и в родительских чатах. Пишут лишь расписание в лучшем случае. Мать открывает дневник, а там пусто — и все, все успокаиваются. Это уже яркий пример безответственности со стороны родителей.
Родители обсуждают учителей
Если родители обсуждают учителя при ребенке, то у этого педагога вряд ли будет авторитет. В восприятии ребенка он больше не станет авторитетом, к которому следует прислушиваться; соответственно, отношение к нему также будет соответствующим.
Поведение ребенка полностью повторяет поведение родителей. К примеру, дочь одной конфликтной матери демонстративно сидела ко мне спиной на уроках.
Если родитель считает, что ты как учитель не на высоте, то и ученик будет вести себя аналогично
Также дети могут вести себя вызывающе на уроках. Я стараюсь это пресекать, но мы не имеем права забирать телефоны, так как это собственность ребенка.
Да когда она уже орать перестанет
В среде учителей раздражает, что есть педагоги (обычно это люди в возрасте), которые считают, что единственным способом добиться успеха с учениками является крик. Однако на самом деле это неэффективно; после истеричных криков в головах детей остается лишь вопрос: «Когда она уже прекратит орать?». Еще больше злости вызывает, когда ученик приходит исправлять оценки, а ему читают часовую нотацию, которая ему совершенно не нужна. Все слова долетают мимо ушей, и время тратится зря.
Дети, у которых есть серьезные пробелы по предмету, стремятся к репетиторам, и в основном там просто выполняют множество подобных домашних заданий на пару-тройку листов вперед по учебнику. Однако от этого по-настоящему знаний не прибавляется, в то время как родители гордятся тем, что их дети занимаются с репетитором.
Совет для всех родителей: если вы уже оплачиваете занятия у репетиторов, основательно начинайте изучать предмет с нуля, начиная с базовых вещей.
Лучше постепенно увеличивать уровень знаний, чем ставить репетитору задачу лишь помогать с домашними заданиями. Это действительно может оказаться медвежьей услугой — и при этом совершенно не бесплатной.
Можно получать нормальную зарплату, но тогда жить некогда
Ставка учителя составляет примерно 16 тысяч рублей, но на такие деньги выжить очень сложно. Необходимо взять классное руководство, что добавит еще 5 тысяч. Чтобы получать вменяемую зарплату, нужно брать две ставки, но в таком случае у вас не остается времени на личную жизнь. У учителей нет времени на подготовку к урокам, и они не видят своих собственных детей. Они лишены выходных и даже маломальского времени для себя.
Есть учителя, которые ведут по три ставки. Это чрезмерная нагрузка, даже 12 уроков подряд без перерыва. О каком качестве образования может идти речь в таких условиях?
Когда ты после 12-ти уроков приходишь домой, тебе абсолютно не до того, чтобы думать о том, чем занять собственных детей. На уроках открываешь учебник и вместе с классом подряд выполняете упражнения. Никаких презентаций или дополнительных материалов, просто приходишь и падаешь от усталости. Чтобы выжить на такую зарплату, необходимо работать на пределе возможностей.
Топ-10 моментов, которые больше всего раздражают учителя:
- родители-пофигисты, которые отправляют детей в школу так, словно сдают их в камеру хранения;
- постоянный вал документов, с которым не становится легче;
В других выпусках нашего проекта «Что меня бесит» можно узнать о том, что раздражает продавцов в магазинах, пассажиров стюардесс и педиатров, а также какие гости добавляют работы официантам. Полные истории с героическими переживаниями могут быть найдены здесь.
Если вы тоже готовы открыто рассказать о проблемах в своей профессии, пишите по электронной почте i.akhmetshina@iportal.ru с пометкой «Что меня бесит».
Что касается родителей, которые ведут себя безразлично по отношению к школьным обязанностям: многие из них тоже работают по 12 часов в сутки, усердно зарабатывая на жизнь, и желают, чтобы школа обеспечивала нормальное образование, увлекала детей и сама подавала знания, а не требовала, чтобы родители каждый вечер сидели с детьми и помогали им с домашними заданиями. И, да, учителя должны записывать задания в дневники вместе с детьми на уроках. Родители не имеют возможности контролировать этот процесс на уроке. Если у учителей будет меньше бюрократии и они не будут погружены в «политические» вопросы, у них будет больше времени для передачи знаний. А ставка в 16 тысяч рублей — это просто позор и издевательство над учителем. Из-за того, что они вынуждены работать на нескольких ставках, страдает все качество образования.
В заключение, это действительно конфликтная тема, которая затрагивает многих. После появления дистанционного образования такого рода конфликтов стало еще больше. Слишком много обязанностей перешло на плечи родителей, и учителям стало сложнее обучать детей дистанционно. Вот и возникают конфликты. Дистанционное образование — это зло.
Вернувшись в школу, дети подцепили корь и ветрянку. Вирусолог объясняет, следует ли ожидать вспышек детских болезней осенью и как можно себя защитить.
Мы проехали вдвоем 9000 км на автомобиле. Подруги три недели путешествовали по Монголии и потратили всего 150 тысяч рублей.
Известный дизайнер и блогер Артемий Лебедев говорит о том, почему на рабочем месте так важен туалет.
50 тысяч на четверых: такая сумма понадобилась семье для бюджетного отпуска на озерах Казахстана — подробности доступны в инструкции.
Ситуация с дефицитом учителей в стране становится все более критичной: «Остается лишь выкрасть математичку из соседней школы», — комментирует отец девятиклассника.
Реакция на хамство: «На хамство отвечаю хамством» — так экс-вице-президент Александр Руцкой вспоминал свой визит в Читу 30 лет назад.
Некоторые продукты, как натуральные соки, врачи называют вредными для здоровья: «Врачи выделяют 8 полезных, но реальных врагов».
Знакомство с ним было поворотным моментом: как SHAMAN влюбился и чем это завершилось.
Поцелуй вампира: учимся делать макияж в стиле «прилипающей девочки».
«Раз в сто лет прикасаешься к такому произведению» — в Русском музее состоялось принятие отреставрированной картины «Последний день Помпеи».