Когда рычаг управления полностью выжат, происходит разъединение, и сцепление перестаёт функционировать. Чтобы автомобиль мог начать движение, водителю необходимо снова включить сцепление, что достигается простым отпусканием педали.
Расположение педалей в автомобиле и правила работы с ними
Одной из ключевых задач для начинающего водителя, который только начинает проходить практические занятия в автошколе, является освоение расположения педалей. Вторая, не менее важная задача – это отработка правил работы с педалями в различных ситуациях: при старте движения, переключении передач или остановке автомобиля.
Как расположены педали в автомобиле
В автомобиле с механической коробкой передач педали располагаются в следующем порядке:
- Слева находится педаль сцепления. При нажатии на неё двигатель и коробка передач разъединяются, что позволяет водителю переключать передачи.
- В центре расположена педаль тормоза. Нажатие на эту педаль вызывает остановку вращения колёс, что создаёт возможность как снизить скорость, так и полностью остановить автомобиль.
- Справа находится педаль газа, которая отвечает за увеличения подачи топлива в камеры сгорания. Это, в свою очередь, позволяет автомобилю ускоряться и двигаться быстрее.
В автомобилях с автоматической коробкой передач педаль сцепления отсутствует; вместо этого имеются только тормоз и газ. При этом педаль тормоза, как правило, больше по размеру, чем в машинах с механической трансмиссией.
Расположение педалей в механике и автомате
Для начинающих водителей очень важно знать, где располагаются педали в автомобиле. Сцепление, как уже упоминалось, находится слева. На него нажимают для разъединения двигателя и коробки передач.
Педаль тормоза находится по центру, а педаль газа, расположенная справа, служит для увеличения подаваемого топлива из камер сгорания. Это позволяет водителю изменять скорость автомобиля в зависимости от нужд.
Некоторые автомобили с автоматической коробкой передач имеют небольшие отличия в расположении педалей. В таких автомобилях отсутствует педаль сцепления, а педаль тормоза обычно увеличенного размера. Управление осуществляется через режимы D (драйв) и R (задняя передача), и водитель работает лишь с газом.
Важно, чтобы все системы автомобиля работали исправно; в случае необходимости следует провести регулировку педалей. Если между вилкой сцепления и педалью образуется значительный зазор, это может привести к тому, что автомобиль будет ползти вперёд, даже если сцепление нажатое. Маленький зазор будет означать, что сцепление буксует. Регулировка производится следующим образом: нужно завести двигатель и включить стояночный тормоз. Затем, заглянув под приборную панель, найти гайки, расположенные рядом с тросом сцепления. Эти гайки будут выше педали. Подтяните трос и ослабьте гайки. После этого аккуратно отпустите трос, который надёжно зафиксируется цепью. Новое положение и станет фиксируемым для сцепления. В заключение удерживая трос, аккуратно затяните гайки.
Расположение ног
Одно из основных правил при управлении автомобилем заключается в правильном размещении ног. Сцепление выжимается только левой ногой, в то время как газ и тормоз управляются исключительно правой ногой. Во время движения ноги должны находиться в комфорте и не уставать.
Некоторые опытные инструкторы вождения предлагают условно разделить стопу человека на три части для лучшего понимания. Передняя часть стопы, являясь наиболее чувствительной, используется для нажатия на газ, средняя часть — для сцепления и тормоза. Пятку лучше не задействовать, поскольку она менее чувствительна и может привести к затруднению управления. Таким образом, в движении стопа должна оставаться фиксированной, а действовать следует только носком.
При вождении автомобиля с автоматической коробкой передач положение ног не меняется. Хотя водитель может почувствовать, что управление упрощается, такое поведение чревато опасностью в экстренных ситуациях, когда у водителя может возникнуть путаница с педалями или он случайно надавит на обе сразу. Это может привести к серьёзным последствиям, включая поломку автомобиля или даже дорожное происшествие.
Как правильно держать ноги на педалях автомобиля с автоматической коробкой передач
При движении на автомобиле с автоматом правая нога должна находиться на педали газа, а левая — на тормозе. Упор обеих ступней делается на пятку, при этом только носки отводятся в стороны. Опытный водитель выполняет такие действия легко и рефлекторно, что делает управление более безопасным. Если прийти к такому подходу, процесс вождения станет более комфортным и безопасным. В итоге водитель не будет постоянно думать о необходимости управлять педалями, это произойдёт автоматически.
Как не путать педали на автомобилях с АКПП
Новички могут путаться с педалями, но опытные водители, как правило, не задумываются о этом, так как они прекрасно знают, что каждая нога должна упираться пяткой в пол напротив той педали, которую она собирается нажимать. Ступня никогда не должна отрывать от основания. Движение должно осуществляться по окружности вокруг центра, куда упирается пятка. При полном поднятии ноги возрастает риск нажатия на неподходящую педаль.
Автомобили с автоматической коробкой передач имеют две основные функции:
- Тормоз. Перед началом движения нужно выжать педаль тормоза. Затем поворачивается ключ зажигания и включает режим Драйв. При отпускании тормоза автомобиль начинает движение. Нажатие на тормозную педаль приводит к разъединению между валом коробки передач и двигателем, одновременно создаётся сила, останавливающая колёса.
- Газ. Нажатие на педаль газа открывает дроссельную заслонку. С электронным блоком управления подаётся необходимое количество топлива в цилиндры. Чем сильнее нажата педаль, тем больше топлива поступает в двигатель.
Плавность движения автомобиля достигается путём правильного нажатия на газ, в то время как экстренное торможение осуществляется полным выжимом тормоза.
Специализация: Закончил государственный автомобильный университет, проработал 20 лет на ГАЗ-56, сейчас езжу на «Жигулях».
Педали и автоматическая коробка передач
Поскольку в автомобилях с автоматической коробкой передач сцепление не представлено в виде педали, это упрощает понимание количества педалей в таких машинах — их всего две: газ и тормоз.
Отсутствие педали сцепления в автоматических автомобилях позволило несколько изменить конструкцию остальных педалей, но их расположение в целом таким же, как и в механике. Повышение удобства управления достигнуто путём увеличения размера тормозной педали.
Конструкция концевого выключателя тормоза отличается от той, что используется в механических трансмиссиях. В автоматах эта конструкция сложнее: выключатель не только активирует тормоза и стоп-сигналы, но и передаёт информацию о воздействии на педаль в электронный блок управления, системы ABS, ESP и другие системы, входящие в пакет активной безопасности.
Водители должны помнить о том, что для запуска двигателя на автомобиле с автоматом необходимо сначала выжать педаль тормоза.
Однако процесс начала движения значительно упростился. Водителю достаточно перевести коробку в нужное положение и отпустить тормозную педаль, после чего автомобиль начнёт движение с ограниченной скоростью. Для увеличения скорости необходимо нажать на правую педаль — акселератор. Если вы трогаетесь в подъём, стартовой скорости может не хватить, поэтому нужно увеличить подачу газа.
Преимущество использования автомобиля с автоматической трансмиссией в подъём заключается в том, что в большинстве случаев он не откатится назад, если только вы не выберете заднюю передачу.
При эксплуатации автомобиля с автоматической коробкой передач, где отсутствует педаль сцепления, следует придерживаться нескольких простых рекомендаций:
- Отрегулируйте оптимальное положение водительского кресла и высоту расположения педалей.
- Убедитесь, что обе педали управления находятся на одинаковом уровне по высоте.
- Не оставляйте под ногами крупные предметы, такие как бутылки или аксессуары. Они могут скатиться под педали и блокировать их работу, что стало причиной многих происшествий.
- Выбирайте качественные коврики, которые идеально соответствуют форме водительского места.
- Следите, чтобы коврики не скручивались и не образовывали складок под педалями. Это также может привести к блокировке.
- Регулярно очищайте педали от загрязнений, особенно это касается жевательных резинок и смазочных материалов. Они могут вызвать скольжение ноги.
- Хромированные накладки на педалях выглядят очень стильно, но могут существенно уменьшить сцепление с обувью, что потенциально может привести к несчастным случаям.
Многие водители считают, что управление педалями — это простая задача, но за этими элементами скрываются сложные механизмы и системные связи, состоящие из множества компонентов.
Поэтому очень важно следить за состоянием тормозной системы, корректировать сцепление при необходимости и соблюдать правила эксплуатации педалей, чтобы избежать множества проблем и затруднений при вождении. Вряд ли кто-то хочет, чтобы, двигаясь на высокой скорости, педаль тормоза вдруг перестала реагировать или сцепление отказало, что сделает движение невозможным.
Как правильно размещать ноги на педалях: основные рекомендации для водителя
Рассмотрим, как должен располагаться водитель по отношению к педалям для эффективного управления автомобилем.
Правильная постановка ног в автомобиле с МКПП
- Левая нога всегда управляет сцеплением и должна находиться в непосредственной близости к соответствующей педали.
- Правая нога регулирует скорость автомобиля, постоянно перемещаясь между педалями газа и тормоза, чаще всего располагается на педали газа.
Правильная постановка ног в автомобилях с АКПП
В автомобилях с автоматической коробкой передач левую ногу не задействуют, поскольку сцепление отсутствует. Правая нога продолжает управлять как газом, так и тормозом. Для безопасного движения рекомендуется держать её в зоне тормоза, что позволяет быстро реагировать и при необходимости предотвращать опасные ситуации на дороге.
Важно! Для правильного позиционирования ног на педалях необходимо отрегулировать водительское сиденье. Оно должно находиться так, чтобы при полном нажатии на сцепление (в автомобилях с механической коробкой) или на тормоз (в автомобилях с автоматической коробкой) колено оставалось немного согнутым. При этом ступни должны легко дотягиваться до всех педалей.
Краткая информация
- Газ в автомобиле регулирует количество топлива, которое поступает в двигатель.
- Тормоз активирует тормозную систему и снижает скорость движения автомобиля.
- Педаль газа всегда располагается справа, а слева от неё — тормоз.
- В автомобилях с механической коробкой передач, слева от тормоза, расположена третья педаль — сцепление.
- В автомобилях с автоматической коробкой передач переключение передач происходит автоматически; водителю остаётся лишь регулировать скорость с помощью педалей газа и тормоза.
- Механическая коробка передач обладает более сложной системой управления, основанной на ручном переключении. Для смены передач необходимы педаль сцепления и рычаг.
- Для быстрой смены педалей необходимо занять правильное положение за рулём автомобиля.
Автор: Екатерина Гусева