Субличности человека: виды, как с ними работать

Таким образом, осознание своей внутренней структуры и управление процессами смены субличностей становится крайне важным. Необходимо уметь распознавать и переключаться между различными аспектами своего «я», понимать, какую роль играет каждая из них, и в каких ситуациях они наиболее актуальны.

Содержание

Любовь и субличности. Обиженный ребенок, защитник и другие части я, которые влияют на романтические отношения

Недавно в издательстве Манн, Иванов и Фербер была выпущена книга psychotherapeut Лэйр Торрент под названием «Практика любви. Осознанный подход к восстановлению и развитию отношений». Автор, сочетающий принципы западной психологии с буддистскими методами, делится своим опытом на тему создания крепких отношений и восстановления утраченной близости. В данном материале представляем отрывок из главы, посвященной тому, как различные части нашего «я» проявляются в ситуациях, когда отношения испытывают трудности.

Каждый из нас содержит множество субличностей, хотя снаружи, на первый взгляд, мы можем казаться единым целым.

При первом обсуждении концепции субличностей некоторые клиенты не понимают ее и часто утверждают: «У меня только одно „я“». Я соглашусь с ними, но с оговоркой — у этого «я» имеется множество вариаций. Моя задача заключается в том, чтобы познакомить вас с этими разнообразными проявлениями.

Когда разные части нашего «я» начинают активизироваться, одна из субличностей выходит на передний план и начинает влиять на наши взгляды и установки. Этот процесс изменения ролей происходит естественным образом в различных социальных кругах, местах и условиях, однако, проводя большую часть времени на автомате, мы зачастую не осознаем этого.

Субличность что это простыми словами 2

Примером может служить одна из ваших субличностей, которая отвечает за выполнение служебных обязанностей на работе. Если вы проанализируете это, вы заметите, что в офисной среде вы ведете себя и чувствуете себя иначе. У людей с высокими профессиональными достижениями, которые регулярно получают похвалу, эта часть личности бывает весьма уверенной в своих силах. Возможно, под управлением этой части вы даже движетесь иначе, чем в ситуациях по ту сторону рабочего пространства. Посмотрите на эту субличность в контексте вашей семьи — разница в поведении может быть явно заметна.

Клиент по имени Марк, услышав это, заметил:

— Ничего себе! Кажется, вы правы. Моя семейная часть на работе совершенно бы не справилась, а в семье они просто не смогли бы выдержать натиска моего рабочего «я».

Марк работал в финансовой компании на Уолл-стрит, что являлось высококонкурентной средой. Чтобы выжить в такой ситуации, он был вынужден найти ту субличность, которая бы соответствовала требованиям. Он сам описал ее так: «Пленных не беру, нет права на ошибку или проявление слабости». Когда он впервые осознал существование собственных субличностей, он шутливо произнес:

— Вот это да! Никогда не думал, что на самом деле я — это два совершенно разных человека. Мои коллеги не догадываются, каким я могу быть добрым и мягким дома, с женой и детьми.

Тем не менее, многие люди воспринимают идею субличностей с настороженностью и страхом. Некоторые клиенты предполагают, что я намекаю на диссоциативное расстройство идентичности, однако между ним и концепцией субличностей существует заметная разница. Диссоциативное расстройство идентичности — это психическое заболевание, которое развивается в результате физического, эмоционального или сексуального насилия, перенесенного в детстве. У таких пациентов тоже могут наблюдаться субличности, но в дополнение к этому они испытывают серьезные нарушения восприятия и страдают от диссоциативной амнезии, в которую входит потеря отсчета времени и воспоминаний о происходивших с ними событиях — это значительно отличается от обыкновенной забывчивости.

Существует мнение, что субличности представляют собой всего лишь индикаторы настроения. Однако на протяжении долгой истории исследований в области психологии множество теоретиков с успехом использовали концепцию субличностей для описания душевного устройства человека. Субличности могут прояснить как внутреннее «я», так и комплекс «сверх-Я» Фрейда или различные комплексы Юнга, которые иллюстрировали, как разум обрабатывает переживания. Карл Юнг описывал разум не как единый объект, а как сложный организм, состоящий из автономных действующих субличностей. Аналогичные схемы использовались и в гештальт-терапии, транзактном анализе и когнитивно-поведенческой терапии. Известный психолог Вирджиния Сатир утверждала, что у каждого человека внутри происходит своя маленькая вечеринка. Среди свежих подходов стоит отметить модель внутренней семьи Ричарда Шварца.

Обиженный Ребенок

Мы приходим в этот мир беззащитными и уязвимыми, задавая себе важные вопросы: «Я в безопасности? Меня любят? Я значим? Достаточно ли я хорош?» В раннем детстве эти вопросы мы задаем невербально, а во взрослом возрасте — бессознательно, обращая их к родителям, родственникам и близким людям. Ответы на эти вопросы придают нам смысл существования и понимание нашего места в мире.

Если хотя бы один из этих вопросов оказывается без положительного ответа, возникает глубокая внутренняя боль. Когда это происходит снова и снова, эта боль может оставить серьезные раны. В результате формируется субличность, известная как Внутренний или Обиженный Ребенок.

Это интересно:  Что такое пять языков любви? Действительно ли теория Гэри Чепмена способна улучшать отношения

Обиженный Ребенок — это набор субличностей, которые не смогли вырасти и продолжают страдать от прошедших травм. Эти части нашего «я» застревают в прошлом и вынуждены бесконечно переживать болезненный опыт. Когда эта субличность вырывается на первый план, мы ощущаем себя беспомощными, нас накрывают эмоции.

Ещё на этапе обучения психотерапии однажды утром, находясь между сном и реальностью, я неожиданно соприкоснулся со своим Обиженным Ребенком. Я увидел себя в образе семилетнего мальчика, сидящего на переднем кресле школьного автобуса рядом с водителем, а мама стояла на ступеньках. Я мог видеть только верхнюю часть ее головы, но четко слышал её голос. Остальные дети в автобусе молчали и слушали. В ситуацию вмешиваться родителям не разрешалось, и разговаривать с водителем, миссис Джонсон, тем более повышенным тоном, было крайне редко. Но именно этого и добивалась моя мама.

— Он не будет сидеть со старшими, только с ровесниками. Они его задирают, и я этого не потерплю! Если вас что-то не устраивает, обращайтесь ко мне, но не смейте сажать его назад. Они на два года старше и ведут себя, как хулиганы, а он совсем еще малый, — ярко подчеркивала мама.

Двери автобуса закрылись, и мама осталась ждать на остановке. Внутри автобуса воцарилась тишина, после чего миссис Джонсон разразилась на меня криком:

— Марш назад! — и другие дети начали подзуживать и смеяться. Я не послушался, и по её сигналу один из её помощников схватил меня за шиворот и потянул на свободное место.

— Вот слабак, — прошептал я, почти оставаясь в полусне в свои 20 лет. Я неоднократно вспоминал этот случай и всегда приходил к одному и тому же выводу, переполняя себя стыдом. Я не мог не думать, каким же убожеством я был в тот момент.

Обиженный Ребенок в нас прячет постыдные секреты. Независимо от силы обиды, когда мы испытываем нелюбовь или угрозу, ощущая себя недостаточно хорошими или ненужными, мы вместо обвинения родителей принимаем на себя ответственность, считая себя неполноценными. И в результате мы испытываем стыд. Как упоминает Джон Брэдшоу в своей книге «Избавление от пут стыда»: «Стыд прикрывает сокровенные тайны и внедряет в нас убеждение в том, что мы неспособны и ненадежны». Мы часто чувствуем себя настолько плохо, что нам самим становится противно на это смотреть, а уж тем более показывать другим.

Взрослые не считают себя детьми, так как не желают ощущать себя слабыми, неконструктивными и беззащитными. Однако Обиженный Ребенок внутри нас как старая рана, которая периодически дает о себе знать, когда появляется плохая погода. В какой-то степени мы привыкли управляться с этим дискомфортом. Хотя боль всегда рядом, она скрыта от чужих глаз, пока ее не коснутся. Допустим, в возрасте шести лет один из родителей перестал обращать на вас внимание или вовсе исчез.

В результате эта шестилетняя субличность всегда будет ощущать себя покинутой и будет впадать в ужас, когда появится мысль о том, что партнер может вас оставить или предать. Когда эта часть вашей личности начинает доминировать, ощущение беззащитности становится подавляющим. Связь с партнером начинает казаться хрупкой и ненадежной, и у вас появляется ощущение раздражения по поводу того, что ваш партнер может быть менее заинтересован в отношениях, чем вы. Обиженный Ребенок служит сигналом о потенциальной опасности и взывает к защитным мерам. Обычно мы стараемся отгородиться от чувств Обиженного Ребенка, тогда как Защитника или Внутреннего Критика воспринимаем как часть себя. К сожалению, такие защитные механизмы мешают нам по-настоящему любить, размышлять и слушать других. Мы «прячем» Внутреннего Ребенка, и он страдает в темных глубинах нашего подсознания, в то время как травмированный детский опыт остается необработанным и неизлеченным.

Субличности человека: виды, как с ними работать

Субличность в психологии обозначает альтернативное «я», то есть сущность, которую человек иногда воспринимает как нечто автономное, не отождествляя с собой. Разные реакции на схожие жизненные события обуславливаются именно наличием субличностей.

Субличность что это простыми словами 3

Количество субличностей может быть множественным. Чтобы корректно взаимодействовать с каждой из них, важно понимать их назначение и какие упражнения помогут их контролировать.

Виды субличностей

В психологии выделяют два основных типа альтернативных «я». Осознанные или явные субличности — это роли, установки и статусы, с которыми индивид себя отождествляет. Например, «я — бизнесмен», «я — дочь/мать». Неосознанные или теневые субличности — это те, которые индивиду не осознает, но они постоянно сопутствуют ему. Личность может признать: «Я не знаю, что мною движет, не понимаю, откуда такая боль и усталость».

Также можно классифицировать субличности на доминирующие и второстепенные, причем последние, как правило, это неосознанные «я».

В характере человека могут проявляться следующие поведенческие модели:

  • Волк — агрессия и злость;
  • Лиса — хитрость;
  • Заяц — трусость, которая зачастую ведет к пассивности;
  • Поросенок — патологическая жадность, переходящая в бесцельное накопительство;
  • Баран — упрямство, глупость и отрицание разумных доводов.

Список архетипов не исчерпывается данными примерами. Существует много других субличностей, таких как эгоист, добряк, жертва, святоша, наглец и множество других.

Чтобы субличности не вышли из-под контроля и не стали главенствующими, что может вызвать психические расстройства, необходимо работать с ними. В этом контексте помогут специальные упражнения.

Рассмотрим некоторые техники работы с альтернативными «я».

Диалог с внутренним критиком

Эта субличность присутствует почти у всех людей. У кого-то она выражена явнее, у кого-то менее заметно, но все мы иногда критикуем сами себя. Это становится проблемой, если критика превращается в самобичевание. Если это так, самое время встретиться и поговорить с вашим критиком.

Рекомендуется изобразить своего критика в виде человека. Чтобы сделать это проще, ответьте на следующие вопросы:

  1. Какой он по характеру?
  2. Как и когда он проявляет себя?
  3. Какое влияние он оказывает на вас и ваши поступки?
  4. Как он реагирует на рациональные доводы и контраргументы?
  5. Что чаще всего становится объектом его критики — вы или окружающий мир?
Это интересно:  Почему при встрече мужчина улыбается девушке: признаки чего, что это значит на языке жестов

Познакомившись с внутренним критиком, вы сможете понять, чей голос в нем звучит, и насколько он важен для вас. Разберите его заметки, определяя, какие из них действительно помогают, а какие ведут к отчаянию.

Круг субличностей

С помощью этой техники можно понять, какие из ваших альтернативных «я» являются позитивными. Процедура знакомства с ними включает несколько этапов:

  1. Запишите список своих нематериальных желаний. Делайте это свободно, фиксируя все, что приходит вам на ум, и старайтесь указать не менее двадцати пунктов.
  2. Перечитайте список, обращая внимание на каждое ваше желание. При этом, вполне возможно, какое-то из них вызовет у вас страх: «А что скажут люди?» или, наоборот, вдохновит: «Да, все этого хотят!».
  3. Выберите 5-6 пунктов, которые вам кажутся наиболее актуальными.
  4. На листе бумаги нарисуйте большой круг диаметром 20 см и внутри него еще один меньший круг. Центр — это ваше доминирующее «я».
  5. В маленьком круге напишите выбранные вами 5-6 желаний.
  6. Остальную часть большого круга заполните менее значительными желаниями.
  7. Каждое желание обозначьте значимым для вас именем, так как все эти пункты представляют собой ваши субличности.
  8. Подумайте, где и как еще эти альтернативные «я» могут проявляться.

Этот процесс знакомства поможет наладить взаимосвязь с субличностями и развить их положительные аспекты.

Ведение дневника

Записывая в дневник значимые события и эмоции, особенно те, что вызывают у вас вопросы типа «Сам не понимаю, почему так происходит», можно отследить определенные закономерности. Вы сможете увидеть различные модели поведения, которые предопределены вашими субличностями.

Найдите субличность-изгнанника, исследуя детские травмы

Субличности каждого человека уникальны, но всем им присущи две основные роли — уязвимая или защитная. Уязвимые части нашего «я» называют изгнанниками.

Изгнанники формируются в результате тяжелых переживаний в прошлом, чаще всего в детстве и юности. Они хранят в себе части боли, злости и обиды. Эти части нашего «я» остаются застывшими в том периоде жизни, когда появились. Например, девочка, подвергшаяся травле в школе, и не получившая защиты от учителей и родителей, внутри себя сохраняет образ школьницы, испытывающей боль, беспомощность и стыд.

Часто такие субличности блокируются психикой и становятся изгнанниками. Девочка, пережившая травлю, не в состоянии вспомнить о боли, беспомощности и безразличии окружающих, так как эти эмоции слишком сильны, чтобы их переживать. Разум «запирает» эту комнату с субличностью-изгнанником, стараясь забыть о ее существовании.

Но просто стереть часть себя невозможно. Изгнанник так или иначе будет проявляться: в виде необъяснимой тревожности и гнева, интенсивного чувства одиночества, физического напряжения или кошмарных снов. Одна из задач терапии направлена на то, чтобы помочь человеку вспомнить о наличии этих частях себя и исцелить их.

Обложка статьи

Что делать. Проанализируйте ситуации, вызывающие у вас чрезмерно интенсивные негативные эмоции. Такие реакции могут служить сигналом, указывающим на наличие психологической травмы. Может быть, при этом на ум сразу приходит травматичный случай. Если нет — задумайтесь, какой опыт мог бы быть связан с вашей реакцией.

Травматичный опыт, который вы определили, — это воспоминания, которые содержит ваш изгнанник. Теперь важной задачей является изучение этой части себя. Попробуйте понять, что чувствует изгнанник, о чем он думает и какие воспоминания несет, сколько ему лет. Можно даже попытаться представить, как он выглядит. Вы можете нарисовать его образ или взаимодействие с другими субличностями, если уже смогли их идентифицировать.

Далее спросите себя, как вы и другие ваши субличности относятся к изгнаннику. Это поможет понять, почему вы так настойчиво блокируете эту часть себя. Вероятно, ваш изгнанник — это шестилетний ребенок, который считает себя причиной развода родителей. Причиной изгнания этой субличности становятся не только травматичные переживания, но и чувство вины и бессилия. Вы больше не намерены оставаться таким ребенком — и другие части вашего «я» не одобряют изгнанника.

Затем задумайтесь, как изгнание этой субличности влияет на вашу жизнь и что изменится, если вы перестанете блокировать её. Возможно, этот самый шестилетний ребенок не только несет в себе травму, но и обладает детским интересом и доверием к окружающим. Вам стоит вспомнить то, что вы стремились забыть, пряча его внутри.

Определите субличность-менеджера, которая активирует защитные механизмы

Болезненные переживания, принесенные субличностями-изгнанниками, блокируют субличности, которые принято называть менеджерами. Эти части личности задерживают человека от действий, способных разблокировать изгнанника и причинить ему страдания, при этом они тщательно контролируют окружение: что человек одевает, где бывает, с кем общается и какую работу выбирает.

Например, менеджер-перфекционист стремится довести дело до идеала, чтобы подавить воспоминания о том, как его в детстве заставляли только получать отличные оценки, при этом игнорируя и унижая его в случае, если задание не выполнялось. Если не блокировать опыт, установленный изгнанником, то человек наполняется ощущением некомпетентности и неполноценности.

Точно так же субличность, пережившая травлю, может сдерживать защитник, ведущий себя агрессивно и не доверяющий окружающим. Это мешает формированию дружеских и романтических знакомств, так как все это представляется потенциально опасным.

Обложка статьи

Что делать. Менеджеры, как правило, контролируют все, предвзято относятся и часто предъявляют высокие требования. Размышляйте, в каких ситуациях проявляются такие качества у вас. Это может помочь выявить менеджера, будь то перфекционист, внутренний критик или мизантроп. Когда вы поймете, кто это, попытайтесь описать его так же подробно, как это было сделано с изгнанником.

Затем спросите у менеджера, чего он боится, от чего пытается защитить вас и что, по его мнению, произойдет, если он перестанет это делать. Ответ на этот вопрос может, в свою очередь, направить вас к изгнаннику, так как страхи защитника часто имеют отношение к травматичному опыту.

Это интересно:  Соседи по комнате: 7 признаков того, что муж изменил, а ваш брак в опасности

Спрашивайте себя, когда действия менеджера идут вам на пользу, а когда они приносят вред. Попробуйте переосмыслить свое отношение к нему, выясняя его потребности. Субличности способны меняться, если им в этом помогут. Например, вы можете распознать внутреннего критика, проявить к нему сострадание, и он может изменить свою роль, превратившись во внутреннего советника.

Обложка статьи

Содержательные субличности

Содержательные субличности — это наиболее распространенные образы внутреннего пейзажа личности, они образуются в результате психологического опыта. В моменты, когда клиент формирует какие-либо значимые суждения или устанавливает свою позицию по отношению к событиям, людям и идеям, у него начинаются привязанности, или же он привыкает реагировать определенным образом, тогда эти важные действия начинают накапливаться, создавая яркие образы содержательных субличностей.

Эти субличности формируются на основе усвоенных человеком социальных ролей. Человеку необходимо быстро адаптироваться к каждой роли, чтобы соответствовать требованиям общества и получать социальное признание. Каждый воспринятый образ социальной роли и идентификация с ней также формируют собственную субличность.

Техника образной деконструкции и картирования личности

Эта техника активно применяется в рамках китайской терапии коммуникации с образами ICP и предназначена для анализа структуры личности клиента, поиска и диалога с актуальными частями его личности. Анализ и взаимодействие с образами субличностей позволяет:

  • Осознать и начать взаимодействовать с образами частей собственной личности;
  • Освободить неотреагированные эмоции, энергия которых зафиксирована в образах;
  • Прожить незавершенные конфликты и травматические ситуации;
  • Реинтегрировать расщепленные части личности и разрешить конфликты между ними;
  • Повысить самосознание и самооценку клиента.

Анализ структуры частей личности помогает психологу быстрее понять поведенческие паттерны клиента и структуру его личности. Это существенно упрощает процесс психотерапии. Изменения в эмоциональном состоянии клиента, колебания в настроении, а также возникновение психологических проблем или расстройств могут влиять на образы частей личности клиента. Поэтому образная деконструкция личности может быть использована для проведения терапевтических интервенций и проверки их действенности.

При наличии множества сложностей в разрешении психических конфликтов бывает зачастую, что различные внутренние части личности, связанные с разными привязанностями, травмами, потребностями и целями, начинают переплетаться. Используя подход ICP образной терапии, терапевти могут разделить эти запутанные проблемы и конфликты через образную деконструкцию, позволяя выявить каждую субличность по отдельности и взаимодействовать с ней, восстанавливая её к здоровому состоянию, которое было у неё до травматического искажения. В отечественном подходе ЭОТ основной целью является реинтеграция всех частей личности.

Коммуникация и работа с образами субличностей позволяют вернуть первоначальную или близкую к ней жизненную энергию, порченную травмой, что в свою очередь улучшает состояние клиента.

Упражнения на работу с субличностями

В психологии существует множество техник, которые подходят для самостоятельного применения и помогают разобраться с вашими внутренними «я», а также научиться взаимодействовать с ними. Давайте рассмотрим несколько упражнений для работы с субличностями.

Разговор с внутренним критиком

разговор с внутренним критиком

Эта субличность явно существует у каждого человека. Ее проявления могут различаться по силе, но все мы время от времени критикуем сами себя. Если критика превращается в разрушительное самобичевание, тогда стоит поговорить с вашим критиком.

Рекомендуется визуализировать вашего критика как человека. Чтобы это было проще, ответьте на вопросы:

  • Какой он по характеру?
  • Как и когда он проявляется?
  • Как влияет на вас и ваши действия?
  • Как он реагирует на ваши контраргументы и рациональные замечания?
  • Он чаще критикует вас или окружающий вас мир?

Знакомство с вашим внутренним критиком поможет вам понять, чьей это голос, и насколько важно его мнение для вас. Разберитесь с его комментариями, определяя, какие из них действительно полезны, а какие приводят к депрессии и снижению самооценки.

Круг субличностей

Эта методика помогает выявить позитивные субличности. Вы можете выполнить следующие шаги:

  1. Запишите все ваши нематериальные желания. Записывайте все, что приходит на ум, стремитесь составить не менее 20 пунктов.
  2. Перечитав ваши желания, сосредоточьтесь на своем восприятии каждой позиции. Возможно, какой-то пункт вызовет у вас беспокойство: «А что подумают другие?» или, наоборот, вдохновение: «Как этого можно не желать, это хотят все».
  3. Выберите 5-6 самых актуальных для вас желаний из списка.
  4. На листе бумаги нарисуйте большой круг диаметром 20 см и внутри него еще один, меньший круг. В центре разместите свое доминирующее «я».
  5. Внутри маленького круга запишите ваши 5-6 актуальных желаний.
  6. В оставшихся сегментах большого круга разместите менее значимые желания.
  7. Каждое из ваших желаний обозначьте значимым для вас именем, так как все эти пункты являются вашими субличностями.
  8. Подумайте, как и где эти альтернативные «я» выражают себя, когда и как это происходит.

Теперь вы более осознанны в своих позитивных субличностях и можете через них развивать и поддерживать себя.

Личный дневник

дневник эмоций

Многие считают, что ведение личного дневника — это занятие для подростков, однако это отличный метод психотерапии, доступный каждому. Дневники могут быть различными: например, можно вести дневник эмоций и поступков. Записывайте наиболее значимые события, особенно в те моменты, когда вы осознаете, что не понимаете, почему именно так происходит.

Заключение

Важно работать над обнаружением и принятием своих субличностей, а при необходимости и над их трансформацией. Выбор и объединение различных частей вашего «я» необходимы для гармоничного развития личности и ее целостности.

Структура психики человека состоит из трех уровней: наблюдения, субличностей и Эго, которое служит своего рода буфером между первыми двумя. Важно вести диалог с своими субличностями и осознавать их существование. В противном случае они могут начать управлять вами, что может привести к конфликтам и проблемам в разных сферах жизни, а также внутри вас самих.

Я обладаю высшим образованием по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», которое я получила в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина. Я также пишу статьи по семейной психологии и психологии личности.

Оцените статью
Женский форум
Добавить комментарий