Изучением эмоциональной связи, возникающей между ребенком и его родителями, занимался выдающийся английский психиатр Джон Боулби. Он стал известным специалистом в области семейной психологии, психологии развития и психоанализа, и, что особенно важно, стал основоположником теории привязанности.
Типы привязанности: из детства во взрослые отношения
Существует обширная теория, выделяющая несколько типов привязанности, каждый из которых объясняет различные реакции людей на определённые ситуации в отношениях. Например, зачем в одной паре муж пройдет мимо прекрасной незнакомки, не проявив никакой реакции, в то время как в другой это может стать причиной серьезного конфликта или даже расставания? Почему одна группа людей испытывает необходимость время от времени побыть в одиночестве, в то время как другие не могут прожить и минуты без присутствия своего партнёра?
Каждый тип привязанности формируется еще в детские годы и обуславливается отношениями между ребенком и его матерью. Поэтому не зря психологи советуют обратить внимание на родителей партнера — это может помочь понять, как их опыт взаимодействия влияет на вашу собственную пару. Кроме того, тип привязанности часто предопределяет наш выбор партнёра и динамику отношений в будущем. Рассмотрим, какой вид привязанности можно считать идеальным и стоит ли стремиться к нему.
Психологическая теория о разных типах привязанности
Автором теории привязанности является знаменитый психоаналитик Джон Боулби, который выдвинул гипотезу о том, что связь между матерью и ребенком поддерживается не только из-за удовлетворения его жизненно важных потребностей, но и в процессе адаптации к окружающему миру.
Боулби ввел в научный оборот понятие «значимый взрослый», подразумевая под этим родителя или опекуна, присутствие которых критически важно для ребенка. Он также подчеркнул, что отсутствие постоянного контакта с таким взрослым может привести к серьезным психологическим травмам, последствия которых могут проявиться на протяжении всей жизни.
Исследования Джона Боулби оказали значительное влияние на взгляды европейского общества. В частности, это привело к пересмотру норм ухода за детьми в различных учреждениях, увеличению продолжительности отпуска по уходу за ребенком и изменениям в принципах работы детских садов круглосуточного типа.
В 70-80-х годах прошлого века психолог Мэри Эйнсворт провела ряд исследований, изучая различные типы привязанности детей к матерям, что дополнительно расширило положения теории Боулби. В ходе её исследований малышей наблюдали в созданных искусственно ситуациях, где тестировалось поведение детей рядом с матерью и во время её отсутствия.
Сегодня принято выделять привязанности по следующим уровням:
- В первый год жизни. Это уровень восприятия, который формируется преимущественно с помощью органов чувств. Ребёнку необходимо ощущать присутствие значимого взрослого рядом для чувства безопасности.
- С момента достижения года формируется следующий уровень привязанности, который основывается на чувстве схожести. Ребёнок начинает копировать поведение взрослых, с которыми проводит время.
- К трем годам привязанность углубляется и теперь охватывает верность. Ребёнок учится выражать эмоциональные привязанности, требует к себе особого внимания и может проявлять ревность к другим.
- Четвертый уровень связан с пониманием собственной значимости. В этом возрасте дети начинают осознавать свою ценность и требуют бережного обращения.
- На пятом году жизни ребенок начинает понимать, что такое любовь, активно демонстрируя свои нежные чувства и ожидая ответа на них от взрослых.
- Последний уровень формируется к шести годам, когда ребенок стремится к тому, чтобы его понимали. Он начинает делиться своими взглядами на мир и доверять окружающим сокровенные переживания.
Теория привязанности
Теория (attachment theory) была разработана американским психоаналитиком Джоном Боулби в середине XX века. Она утверждает, что в первые два года жизни ребенка формируется связь между ним и значимым взрослым, которая в дальнейшем влияет на его отношения с родителями, особенно с матерью, а также на самоощущение и восприятие окружающего мира.
На протяжении 40-х годов XX века, когда Джон Боулби начал свои исследования в области детско-родительских отношений, существовало мнение, что роль матери сводится лишь к удовлетворению физиологических нужд ребенка, и совершенно неважно, кто именно выполняет эту функцию.
Боулби настаивал на том, что ребенок не просто объект заботы значимого взрослого, но также активный участник этих взаимоотношений. Его плач и крик — это сигналы о необходимости контакта с матерью. Задача матери — распознать эти сигналы и ответить на них адекватно. В процессе этого возникает родительский инстинкт, а у ребенка развивается привязанность к тому, кто удовлетворяет как его физические, так и эмоциональные потребности.
Для психического здоровья очень важно, чтобы между маленьким ребенком и матерью (или её заменителем) существовали теплые, близкие и продолжительные отношения, которые приносили бы удовлетворение и радость обеим сторонам.
Дж. Боулби
Человека, ухаживающего за ребенком, к которому у него сформировалась привязанность, Боулби назвал «фигурой первичной привязанности». По его мнению, таких фигур может быть несколько, но их количество генетически ограничено — не более десяти, ведь чем больше значимых взрослых, тем менее значим каждый из них в отдельности.
Благодаря исследованиям Дж. Боулби в психологию был введён новый термин — «внутренняя рабочая модель». Она описывает способ взаимодействия ребенка с окружающим обществом, который изначально основывается на нескольких фигурах первичной привязанности и затем расширяется до полноценного социального контекста, претерпевая постоянные изменения в свете новой информации о поведении других людей.
В процессе взросления человек анализирует полученную информацию, что позволяет ему делать определенные выводы о людях, формировать ожидания и вырабатывать способы взаимодействия.
Стадии формирования привязанности
- Стадия недифференцированной привязанности (0-6 месяцев): Ребёнок начинает распознавать мать, однако может оставаться на руках у других взрослых, даже незнакомых, и не проявляет негативных эмоций к этому.
- Стадия специфических привязанностей (7-9 месяцев): Ребёнок начинает идентифицироваться с важными взрослыми и негативно реагирует на попытки оставить его с незнакомыми людьми.
- Стадия множественных привязанностей (10 месяцев-1,5 года): Ребёнок уверенно устанавливает доверительные отношения с матерью и начинает формировать аналогичные связи с другими людьми.
4 типа привязанности
В психологии выделяются следующие типы привязанностей, которые характеризуют образ себя и отношения с другими в различных ситуациях.
1. Надёжный (я — хороший, и ты — хороший). Этот тип привязанности формируется, когда значимый взрослый предоставляет ребенку достаточную поддержку и внимание, одновременно позволяя ему развиваться и быть самим собой. Люди с надёжным типом привязанности часто формируют стабильные и гармоничные отношения с такими же уверенными и уважающими своих партнёров людьми.
Они не боятся проявлять свои чувства, открыты и искренни, умеют подстраиваться под партнёра, но при этом сохраняют свою индивидуальность и не получают удовольствие за счет самопожертвования. Их уровни эмоциональной связи с партнером обуславливают ощущение значимости и достойности любви и заботы. Такие люди воспринимают близкие отношения как источник поддержки и защищенности, что позволяет им справляться с жизненными трудностями с оптимизмом.
2. Тревожно-амбивалентный (я — не очень, ты — великолепен). Психология людей с таким типом привязанности характеризуется негативным восприятием себя и, напротив, возвышением партнёра.
Эти люди часто идут на уступки, готовые жертвовать своими интересами ради сохранения отношений. Тревожно-амбивалентный тип привязанности обычно формируется в условиях нестабильной родительской опеки: то избыточной, то холодной и эмоционально дистанцированной.
Для таких людей характерна высокая потребность в принятии и поддержке, а также постоянная неуверенность, часто возникающая из воспоминаний о прошлых обидах. Их реакции на близость или разлуку с партнёром могут быть гиперактивными: они стремятся минимизировать дистанцию и всеми силами добиться принятия.
3. Избегающий (я — хороший, ты — не очень). Для этого типа характерен положительный образ себя и негативная оценка партнёра. Такой тип привязанности может формироваться в условиях избыточной заботы, когда взрослый чрезмерно подстраивается под желания ребенка.
В результате kinderen могут чувствовать дискомфорт в близких отношениях, острее ощущая уязвимость и зависимость. Это не просто вытеснение неприятных моментов, а снижение эмоциональной восприимчивости, что приводит к закрытости и ограничению собственных чувств. Стремясь обеспечить себя, такие люди часто избегают близости и держат дистанцию в отношениях.
Как мы учимся привязанности
Примитивный опыт нежных прикосновений и безопасных звуков хранится в имплицитной, или теле-телесной, памяти. Эта память аккумулирует информацию о мире и семье до той поры, пока не начнет развиваться осознанная память и не начнёт осмысляться окружающая реальность (чувства безопасности, принадлежности, радости или стресса).
Телесная память является примитивной частью врожденного интеллекта, помогающей детям учиться на своем опыте о любви и безопасности, а также воспринимать окружающий мир.
Начиная с последнего триместра беременности и до двухлетнего возраста, объем головного мозга резко увеличивается. Во время этого краткого периода эмоциональная регуляция новорожденного напрямую зависит от родителей: взрослый должен устранять источник стресса, предоставляя чувство безопасности и формируя доверительные отношения с ребенком, который еще не способен самостоятельно анализировать свои эмоции. Весомая поддержка взрослого, выражающаяся в звуках, прикосновениях и простой физической близости, помогает младенцу интерпретировать любовь.
Когда ребенок плачет и кричит, это не попытка манипуляции взрослыми; это сигнал о том, что он испытывает стресс и нуждается в помощи. Младшие дети не умеют регулировать свои эмоциональные состояния самостоятельно — этому они учатся, полагаясь на заботу окружающих.
Сонастроенность
Когда что-то или кто-то действительно важен для нас, оно или оно привлекает все наше внимание. Это внимание сигнализирует о нашей любви, уважении и признании. Сонастроенность предполагает физическое и эмоциональное присутствие, что и формирует глубокую связь. Наличие такой настроенности на любимое занятие, учителя или друга демонстрирует приоритет этих взаимоотношений для нас.
Дети, которые в первые три года жизни находятся в состоянии сонастроенности с опекуном, по мере взросления гораздо лучше управляют своими эмоциями. Исследования показывают, что такие дети развивают безопасную привязанность.
Мать сонастраивается с ребёнком несколькими способами: она замечает, когда он устал, голоден или хочет спать, и интонацией голоса и прикосновениями подбирает удобные для него образы успокоения. Она может почувствовать, когда малышу одиноко или страшно, и предоставляет необходимое пространство, когда он полностью удовлетворен.
Чрезвычайно важными являются зрительный контакт, звуки и прикосновения. Когда базовые потребности ребенка (внимание, утешение, еда) удовлетворяются соответствующим образом, ему проще справляться с более сложными жизненными задачами, такими как социализация, обучение и адаптация.
Сонастроенность формирует здоровую и крепкую нервную систему, помогая ребенку познать себя и окружающий мир, а в будущем — строить счастливые отношения с другими.
Виды привязанности
Эксперимент Мэри Эйнсворт «Незнакомая ситуация» стал настоящим прорывом в понимании отношений между родителями и детьми. В этом исследовании годовалые дети и их мамы попали в незнакомую обстановку: на некоторое время их изолировали, а затем воссоединяли. В процессе эксперимента в комнату входил незнакомец. На основании результатов этих наблюдений выделили три основных типа привязанности:
- Надежный. Когда мама исчезает из поля зрения ребенка, тот обнаруживает явное беспокойство и сильно переживает. Однако стоит матери вернуться, как ребёнок успокаивается. Этот тип привязанности считается наиболее адаптивным, так как позволяет детям уверенно исследовать окружающий мир, не беспокоясь, что значимый взрослый их покинет безвозвратно.
- Тревожно-устойчивый (амбивалентный). Разлука с матерью вызывает у ребенка страх и волнения. Его реакция на воссоединение с мамой двойственна: он и пытается установить контакт, и в то же время избегает его. Этот тип отражает внутреннее противоречие: ребёнок наказывает мать за прошлые разлуки.
- Избегающий (или тревожно-избегающий). Отсутствие взрослого не вызывает у ребенка никакой эмоциональной реакции. А в момент возвращения взрослого малыш может либо игнорировать его, либо избегать контакта. Считается, что ребенок пытается скрыть свою печаль по поводу разлуки, так как не верит, что взрослый интересуется его потребностями.
- Позже был выделен ещё один тип — дезорганизованный (дезориентированный). Дети с таким типом привязанности реагируют на разлуку так же, как и другие, но их поведение трудно предсказать: они могут колебаться между страхом, тревогой и расслабленностью.
Тип привязанности, который сформировался у человека в раннем детстве, существенно влияет на стиль его поведения и подход к построению отношений во взрослой жизни.
Привязанность может быть житейской, бытовой, когда речь идет о склонностях и привычках, что затрудняет желание поменять что-то в своей жизни. Примером служит ситуация, когда человек оказывается привязанным к старой квартире или разваливающемуся, но уютному креслу, в котором он провел множество значимых моментов своей жизни. Такие бытовые привязанности могут формировать привычный и комфортный стиль жизни.
Существуют также межличностные, психологические привязанности, которые формируются в отношениях с любимыми. Они проявляются в стремлении быть рядом с объектом своей симпатии или в ничего не предвещающей тревоге по поводу возможной утраты этой близости.
Различают здоровую и нездоровую (больную, невротическую) привязанность. Первая представляется собой эмоциональную связь, которую можно безболезненно разорвать, если она утратила свою актуальность. Участники здоровой привязанности свободны в своих действиях. Вторая же привязанность близка к зависимости: мысль о жизни без объекта привязанности становится остающейся, причиняющей боль, что вызывает маниакальное желание предотвратить расставание, создавая препятствия для построения нормальных и здоровых отношений.
Привязанность и любовь – в чем разница
Привязанность и любовь зачастую путают, хотя это разные чувства с разными предпосылками. В обоих случаях человеку важно быть нужным и находиться рядом с тем, кто ему дорог. Однако цели и способы достижения этих целей значительно различаются. Вот основные признаки привязанности и любви:
Любовь — это симпатия, основанная на общих интересах, взглядах, и она подкрепляется взаимным влечением. Признаки любви могут включать:
- Любовь предполагает доверие: партнёры должны чувствовать, что могут быть искренними друг с другом и не опасаться предательства.
- Люди испытывают физическое влечение друг к другу.
- Есть возможность для откровенного общения — всегда найдутся темы для разговора.
- Партнер является приоритетом для любящих друг друга — они стремятся сделать его жизнь счастливыми.
- Верность играет важную роль в любовных отношениях.
- Партнеры знают о достоинствах и недостатках друг друга, принимая другого таким, какой он есть.
Привязанность же основана на врожденной потребности в близости с человеком и часто является привычкой. Вот ее признаки:
- На первом месте стоят собственные интересы и потребности, чем интересы партнёра.
- Привязанность заставляет человека сомневаться в чувствах партнёра и контролировать его действия.
- Отношения с партнёром вызывают больше стресса и негативных эмоций, чем радости.
- Недостатки партнёра часто воспринимаются как раздражающие и вызывают желание их исправить.
- Даже находясь рядом с любимым человеком, бывает чувство одиночества и тоски.
- Привязанность может толкать на патологическую ревность и желание контролировать своего партнёра, что приводит к конфликтам.
Таким образом, любовь и привязанность могут быть отве́дной со зависимыми состояниями. В случае любви — это положительная зависимость, а в случае привязанности — негативная. Основные отличия наглядны:
- Любовь предлагает бескорыстную отдачу и равенство. В то время как привязанность проявляет эгоизм и потребительское отношение к близкому.
- Любовь подразумевает акцент на взаимную ответственность за отношения с примирением недостатков партнера. Привязанность же, в большинстве случаев, проявляется с обидами и потерей разговорчивости.
- Любовь приносит радость и удовлетворение. Привязанность нередко сопровождается страданиями, ревностью и эмоциональным истощением.
- Любовь становится упрочняющим чувством, способствующим развитию отношений и личностному росту. Привязанность может принести разрушение и стагнацию в жизни.
В конечном итоге, привязанность служит надежной основой для построения отношений, которые могут длиться годами. Однако важно помнить, что в таких отношениях не должно быть места страху, манипуляции и маниакальному желанию контролировать партнера.
При первых тревожных звоночках стоит уделить внимание своему состоянию, проанализировать свое поведение и начать работать над собой. Можно попробовать найти различные источники счастья — занятия спортом, медитации, танцы или просто прогулки. Это поможет отвлечься и избежать зацикленности на одном. Если самостоятельные попытки не приносят результата, стоит обратиться к специалисту за дополнительной поддержкой.
Как теория привязанности может помочь родителям в воспитании детей
В нашей стране теорию привязанности глубоко изучила психолог Людмила Петрановская. В своей книге «Тайная опора: привязанность в жизни ребёнка» она объясняет, что в первые годы жизни ребенку особенно необходимы поддержка, забота и ласка, так как именно они формируют чувство защищенности и уверенности в себе.
Независимо от внешних обстоятельств — будь то экономический кризис, наводнение или война, — если сами родители в порядке, если они с ребенком не разлучаются слишком надолго и ведут себя уверенно и спокойно, ему будет хорошо. В конце концов, качество жизни малыша зависит не от внешних условий, а от отношений, в которых он находится.
Родители должны помогать ребенку справляться с трудными ситуациями и переживаниями. Когда у малыша возникают трудности, он ищет поддержки и утешения у мамы и папы. По словам Людмилы Владимировны, взрослый не должен подавлять или игнорировать негативные эмоции ребенка — вместо этого он должен быть рядом и поддерживать его в момент переживания.
Любые изменения в окружении — будь то переезд или переход на домашнее обучение — зачастую становятся стрессом для ребенка. Особенно в такие периоды подростку нужна поддержка родителей.
Базовый принцип теории привязанности: будьте рядом
Близость близкого человека создает атмосферу спокойствия даже без слов. Будьте рядом с ребенком, проводите вместе время в повседневных делах или гуляйте — любая совместная активность будет полезной.
В первом классе я была рядом с сыном, пока он учился. Ему было трудно удерживать внимание — уроки в онлайн-школе были объемными и насыщенными, некоторые по полтора часа, как в институте. Я старалась ему помогать, давала рекомендации, чтобы он ничего не упустил. Чтобы совместно изучать материал, я сама слушала вебинары. Мне очень нравится этот процесс, и даже на интересные темы мы с сыном можем обсуждать. Это сблизило нас и позволяет лучше понимать друг друга. Елена Яшина, мать ученика Домашней школы Фоксфорда
Не ругайте за ошибки
Ошибаться — это нормально, и задача родителей в процессе воспитания состоит в том, чтобы научить ребенка извлекать уроки из своих промахов и воспринимать их как возможности для роста, а не катастрофу. Расскажите, как вы сами справлялись с ошибками, какие трудности встречали у вас в его возрасте. Поощряйте его и старайтесь не осуждать за неудачи.
Опекайте, но не слишком
Позвольте ребенку делать собственные выборы, начиная хотя бы с мелочей. Это даст ему понять, что вы цените и уважаете его как индивидуальность. Не демонстрируйте ему мрачные картины будущего без вас. Не стремитесь делать всё за него — хотя у вас может получиться сделать что-то лучше, вы лишите его возможности научиться новому.
Не лишайте контактов с другими важными взрослыми
Для полноценного воспитания недостаточно одного или двух взрослых. Уже говорилось о крепкой связи с друг другом, но важно, чтобы ваше дитя также взаимодействовало с другими значимыми людьми. Даже если ваши отношения с ними не вызывают позитивных эмоций, старайтесь позволить ребенку общаться. Если вы решили прервать связь с кем-то из них, сделайте это постепенно и заранее готовьте его к возможным изменениям.
Вывод
Теория привязанности может стать важным инструментом для понимания того, как строить гармоничные отношения с ребенком, чтобы в будущем он мог так же успешно строить отношения с окружающими. Оставайтесь рядом, поддерживайте своего ребенка в трудностях, позволяйте ему выражать любые эмоции — как негативные, так и положительные.
Проводите время вместе, создавая положительные эмоциональные связи, обсуждайте интересные темы, и делитесь своими увлечениями. Старайтесь установить с ребенком близкий контакт, чтобы он видел в вас надежного союзника и человека, готового прийти ему на помощь. Но и не забывайте о том, что важно оставить пространство для самостоятельности: дайте ребенку возможность делать свои выборы, ошибаться и иногда побыть наедине, если это необходимо.
Создав в его сознании образ значимого взрослого, вы поможете ему вырасти гармоничной и уверенной в себе личностью. Это будет способствовать ему в будущем в построении здоровых отношений, как в личной жизни, так и в профессиональной сфере.