Как менялась занятость женщин в России на протяжении века

К тому времени, как подошел к завершению XIX век, женщины преобладали и в роли домашней прислуги. В основном незамужние, они начали осваивать различные профессии, включая телефонисток, служащих в офисах и магазинах, медсестер, учительниц начальных классов, а также работниц в сфере общественного питания и розничной торговли и других.

Содержание

Бабья дорога: как российские женщины преодолевали профессиональные запреты и утверждали себя в обществе

В XVIII веке лекции для профессиональных акушерок читали не имевшие практического опыта профессора, специализировавшиеся на бабьем деле. Первая женщина в России, ставшая доктором медицины, была вынуждена вести свою практику на хуторе, даже несмотря на её международную репутацию. Станислав Флинт рассказывает о том, как, преодолевая общественные преграды, женщины дореволюционной России смогли утвердиться в множестве различных сфер деятельности.

Василий Иванович Сергеевич в своём малоизвестном труде Древности русского права указывает, что в древнерусской документации термин «роба» использовался исключительно для обозначения несвободных женщин, тогда как мужчин, находившихся в подобном состоянии, называли «холопами». Слово «роба» имеет общий корень со словом «робить», которое ранее служило синонимом слова «работать», однако в Русской правде оно употребляется также в значении «обращать в рабство». Убийство рабыни наносило материальный ущерб ее хозяину, и если это происходило без достаточной причины, Русская правда обязывала виновного выплатить шесть гривен. К слову, жизнь кормилицы — женщины, которая вскармливала чужих детей, оценивалась выше и стоила 12 гривен, тогда как жизнь холопа без причины оценивалась лишь в пять гривен. Причиной для таких различий могло послужить даже словесное оскорбление со стороны холопа его владельца.

В материалах Сергеевича, собранных из дворцовых разрядов и боярских книг, среди должностей таких, как окольничие, дворецкие, конюшие, постельничие (что подразумевает ответственность за постель князя и его постельное белье), сокольничие, стряпчих и стольников (служителей, подносивших еду и напитки на княжеских пиршествах), не встречается упоминаний женских имен. В традиционном обществе даже постельничий считался представителем госдумы, наделённым определённой чиновничьей функцией. Эти роли уже были узурпированы мужчинами, даже если их обязанности включали в себя весьма интимные аспекты ухода за королем.

Легендарные, но в разной степени надёжные данные из летописей о женщинах, таких как Лыбедь, одна из основательниц Киева, о дипломатической деятельности дочерей Ярослава Мудрого, о женщинах из княжеских родов, активно участвовавших в феодальных столкновениях, безусловно, подтверждают реальность их неженских действий в обществе, где их вес не оставлял сомнений. Также не случайны были образы богатыриц, от Василисы Микулишны до жен и дочерей Ильи Муромца, которые присутствовали в былинах и сказаниях.

Когда женщины начали работать 2

Необходимо помнить, что разные социальные классы всегда имели различные представления о том, какими должны быть занятия для женщин.

Отсюда следующая полярность образов древнерусской феминности: как отмечает Наталья Пушкарева в своей книге Женщины Древней Руси, женщин в начале русской государственности представляют как теремных затворниц и как амазонок, что отсылает к военно-феодальной традиции, как княгиня Ольга, способная к хладнокровным действиям, подобным правоохранительным или карательным.

Снижение патерналистской опеки в условиях отдаления от центра империи, тяжелые обстоятельства войн, эпидемий и неурожаев, необходимость приступить к экономическим условиям выживания — вот те факторы, в которых женщины вынужденно брались за любую работу. Вид работ, считающийся «неженским» в глазах привилегированных классов или городского населения, зачастую делал их гораздо более эмансипированными, чем провинциальные крестьянки или женщины из архаических обществ имперских окраин. Тем не менее, даже в пределах крестьянского мира взгляды на допустимые занятия для женщин различались: на Русском Севере они были не теми же, что на юге или в Малороссии. Однако существовали общие традиционные представления о пределах женского жизненного пространства, которые описывались пословицами: «Бабья дорога — от печи до порога» или «Добрая кума живет и без ума».

Интеллектуалки

Неопределённые критерии престолонаследия в России открывали женщинам двери в мир политики: иногда они становились полновластными княгинями, царицами или императрицами, а порой играли роль регентш. Сестры и дочери русских монархов, такие как Елена, дочь Ивана III, исполняли дипломатические и даже разведывательные задачи, вступая в браки с иностранными аристократами. Елена, вышедшая замуж в 1496 году за литовского князя, не только поддерживала интересы Москвы, консолидировала единоверцев, но и была посредницей в мирных переговорах между вечно конфликтующими Литвой и Русью.

Наталья Пушкарева подчёркивает, что более пятидесяти русских аристократок проявили себя в сфере политики только в период с X по XV века.

Однако, помимо сказочных и мифических образов, мало что известно о профессиональных ролях женщин в домосковский период, но логично предположить, что практика родовспоможения уже тогда была женской. Эта деятельность воспринималась обществом как что-то близкое к ведовству. Повитухи обучались через наблюдение и подражание, сохраняя в памяти и применяя на практике обширные народные акушерские знания.

Некоторые исследователи утверждают, что повивальное дело можно считать первой официально признанной оплачиваемой профессией женщин в России, хотя его укоренение происходило не без сложностей. Интересно, что на практике родовспоможение долгое время развивалось параллельно с теоретической медициной: в XVIII веке, когда государство начало легально регулировать повитушество, лекции для повитух читали мужчины — профессора, не имеющие практического акушерского опыта.

Это интересно:  Любовь за деньги, или отношения с альфонсом

До начала XX века медицина, подобно педагогике, оставалась «мужским делом», и прежде чем женщины смогли занять места на медицинских факультетах и кафедрах, в общественных дискуссиях постоянно утверждалось, что наличие женщины-врача является абсурдом и верхом безнравственности. Варвара Кашеварова-Руднева, первая женщина, защитившая докторскую диссертацию в России (1860-е годы, её специальности — венерические болезни, акушерство и гинекология), обнаружила, что ни золотая медаль, ни степень доктора не обеспечивают ей возможности вести достойную врачебную практику или заниматься преподавательством. Более того, общество обрушилось на неё с травлей. Ей суждено было отстаивать свою честь в судах, работать на сельском хуторе, писать научные труды и автобиографические произведения.

Согласно уставу повивальных бабок 1789 года, повитухи становились своего рода чиновниками: им предписывалось сообщать Медицинской коллегии о рождениях странных и необычных уродов, заниматься документированием плодов и устанавливать факты лишения девственности. В первой половине XIX века должности повивальных бабок были введены в систему имперского министерства внутренних дел. В то время многие роженицы предпочитали доверять свои роды деревенским повитухам-самоучкам, нежели профессиональным повивальным бабкам.

Появление повивальных школ свидетельствовало о попытках государства участвовать в демографическом планировании. В допетровский период оно безразлично относилось к вопросам материнства и детства: ребенок чаще воспринимался как недоразвитый взрослый, а лечение больных младенцев считалось делом греховным. Большая детская смертность оценивалась в числе высших сил, вмешательство в дела которых никому не позволялось.

Женский трудовой фронт

В первые пятилетние планы советская власть стремилась создать условия для вовлечения женщин в труд, порой даже принудительно. Женщины работали трактористками, летчицами, водителями трамваев и машинистами подъемных кранов. Они работали комбайнерами в сельском хозяйстве, строителями и железнодорожными рабочими в городах, управляли автомобилями, но почти никогда не оказывались в роли личных водителей партийных руководителей.

Когда женщины начали работать 3

Несколько веков назад Гоголь заметил, что «Москва — женского рода, Петербург — мужского». В самом начале существования советской власти проводились специальные кампании по введению женщин в мужские профессии. Это касалось труда в сельском хозяйстве через кампанию «Все на трактор», а также в промышленности и даже в шахтерском деле, — пояснила Газете.Ru профессор факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, сокоординатор программы гендерных исследований Елена Здравомыслова. — Это стало беспрецедентным вовлечением женщин в тяжёлые производства.

Историки описывают, как в 1930-х годах на каждую женщину в среднем приходилось менее одного ребенка, что новое советское правительство расценивало как кризисную ситуацию. Это привело к обратным процессам, связанным с возвращением к традиционным ценностям — прекращением выпуска контрацептивов, запретом абортов, увеличению материальной помощи для матерей.

Тем не менее, от работы советские женщины — или, как выразился писатель Андрей Платонов, «товарищи со специальным устройством» — отказываться не имели права.

При этом профессии должны были больше соответствовать нормативам женственной роли, что подразумевало их естественное предназначение как связанных с заботой о семье. Иными словами, эти сферы включали образование и медицину. Также в тот период по домам высокопоставленных партийных деятелей начали появляться домработницы.

В таких традиционных женских сферах уровень заработка был существенно ниже, и престиж этих профессий оставался невысоким. Женщины не были склонны к карьерным ростам в этих областях, в то время как мужчины редко выбирали профессии, связанные с уходом за детьми или воспитанием.

Ситуация резко изменилась с началом Великой Отечественной войны. На фронт отправились приблизительно полмиллиона советских женщин, без учета тех, кто воевал в партизанских отрядах или работал в подполье, трудился в госпиталях. Женщины стали создательницами трех авиационных полков, существовали ремонтные бригады, школы и даже женский запасной стрелковый полк.

В тылу женщины заняли рабочие места на производствах, которые оставались незанятыми после мобилизации мужчин. Войны, массовая индустриализация и мобилизация привели к тому, что женщины начали занять ниши, свойственные мужчинам в мирное время. Этот процесс оставил глубокий след в культуре, радикально изменив представления о женщинах и их способностях выполнять «мужскую» работу. Однако обычно это сопровождалось откатами назад в печальной традиции.

Дамы пропускают кавалеров

Женщины в России, как правило, были более вовлечены в трудовую активность, чем в западных странах, особенно в 50–60-х годах. Например, они занимали должности в технических специальностях, но, как и прежде, сталкивались с сегрегацией, выполняя более низкие функции и занимая менее ответственные позиции, несмотря на название инженер.

После войны произошла новая волна индустриализации и урбанизации. Так, к концу 60-х годов стало непосредственно актуальным, что участие женщин в трудовой деятельности, по идеологии того времени, считалось правильным и даже необходимым.

Если в 50-е годы около половины трудоспособных женщин СССР работали в организованной сфере, то к концу 80-х годов этот показатель возрос почти до 90% (с учетом учащихся). Эксперты указывают на уникальность советских работающих женщин, так как на тот момент уровень их образования оставался очень высоким. Согласно переписи населения 1979 года, среди женщин с высшим образованием работающих оказалось больше, чем мужчин.

В это время средняя зарплата женщин была более чем на треть ниже, чем у мужчин. Среди развивающихся стран худшее соотношение женских и мужских заработков в тот период наблюдалось только в Японии, Люксембурге и Канаде. Также существовали ограничения на руководство. Например, в партийной структуре в начале 80-х годов 20% составляли женщины, при этом только 2,8% занимали руководящие позиции. В ЦК КПСС была ни одной женщины. Такова же ситуация наблюдалась и в производственной сфере, где среди рядовых сотрудников женщины составляли более половины, однако на все уровне принятия решений их доля не превышала 5%.

Тем временем был составлен список опасных и вредных профессий, запрещенных для женщин. Эта мера была предпринята в целях охраны их репродуктивного здоровья. Однако ряд профессий, таких как работа в химической отрасли, столь же негативно сказывались на здоровье мужчин. Были также исключены профессии, запрещающие женщинам поднимать тяжести свыше десятикилограммов в определенные временные промежутки, хотя при этом ребенок такого же веса допускается поднимать как угодно.

Это интересно:  Вокруг одни потребители! Почему вам кажется, что вас не любят

Этот список создавал и продолжает создавать парадоксальные ситуации, в которых женщины могут получить образование, но не имеют права на трудоустройство по этой специальности. В последнее время правительство РФ инициировало сокращение этого перечня. Данная мера предусматривалась проектом Национальной стратегии России действий в интересах женщин на 2017–2022 годы.

Когда женщины начали работать 4

Ровно пять лет назад, 21 февраля 2012 года, участницы панк-группы Pussy Riot провели акцию в храме Христа Спасителя.

Советская гендерная политика была противоречивой: одновременно наблюдались тенденции к эмансипации и равенству, с другой стороны, статус женщин оставался специфичным. По словам Темкиной, советское государство заключало с женщинами контракт, предлагая ряд привилегий, таких как декретный отпуск или почти бесплатные ясли, в обмен на рождаемость детей, которые должны были восполнять население страны. Времени, потраченное на уход за детьми, не считалось рабочим для карьерного продвижения. Это создало механизм вертикальной сегрегации, ограничивших женщин до низких позиций или частичной занятости, что делало их экономическое положение неустойчивым.

Клара Цеткин

Юная Клара Эйснер начала интересоваться революционными идеями в молодости, во время учёбы в Лейпциге, где сблизилась с русскими студентами.

В конце XIX века она издавала в Германии женскую газету «Равенство», в которой пыталась просветить читательниц о борьбе за женские права. Финансирование журнала предоставил основатель компании Bosch, ныне широкопрофильного бизнес-гиганта.

Клара Цеткин была инициатором Международного женского дня, который отмечается 8 марта. Она часто посещала СССР, где поддерживала дружеские отношения с российскими революционерами Владимиром Лениным и Надеждой Крупской, выступая за мир и равенство женщин.

Во время своего пребывания в Париже Клара познакомилась с Розой Люксембург, ставшей её близкой подругой. Обе женщины были единомышленницами в стремлении обеспечить равные права для женщин.

Труд женщин стал особенно привлекательным для капиталистов не только из-за его низкой стоимости, но и из-за их податливости, – говорила Цеткин.

Роза Люксембург

Роза Люксембург, немка по происхождению, стала одной из основательниц марксистского феминизма. В своих теоретических трудах она продолжила идеи, выдвинутые Фридрихом Энгельсом, и считала, что основание гендерного неравенства женщин закладывается в институте частной собственности и в капитализме.

На её взгляд, частная собственность стала основой экономического неравенства, зависимости женщины от мужчины и конфликта полов как в политической, так и в бытовой жизни. Экономические противоречия явились корнем притеснения женщин.

Роза Люксембург в своих работах обосновала истоки социального неравенства. За свою политическую деятельность она не раз подвергалась аресту. Её жизнь была короткой: в 1919 году, во время подавления рабочего восстания в Берлине, её убили полицейские. Розе было всего 48 лет.

Быть человеком значит постоянно ставить свою жизнь на карту, наслаждаясь каждым солнечным днём и прекрасным облаком, – считала она.

Перечень запрещённых профессий

Первые упоминания о ограничениях для работы женщин появились в 1918 году: тогда в Кодексе законов о труде было ограничено привлечение женщин и несовершеннолетних к работам в самых тяжёлых или опасных для здоровья отраслях. Первый официальный список запрещённых профессий был составлен в 1932 году. К 2000 году этот список включал 456 позиций.

Долгое время российский перечень оставался одним из самых значительных, хотя не был единственным в мире. По данным Всемирного банка, в 104 странах есть законодательные акты, ограничивающие доступ женщин к тем или иным профессиям.

Главной мотивацией существования подобного перечня считается забота о репродуктивном здоровье женщин. Тем не менее, ни разу не уточнялось, что делать женщинам, которые получили образование, связанное с запретами, но не могут устроиться на работу.

Ситуация в России кардинально изменилась после инцидента, произошедшего в 2012 году. Светлана Медведева, имея образование судоводителя, пыталась устроиться на должность моториста-рулевого на маломоторное судно и получила отказ из-за того, что работа входила в запрещённый список. Женщина обращалась в российские суды, но не добилась успеха; в итоге она подала индивидуальную жалобу в Комитет ООН по защите прав женщин, указав на нарушение своих прав.

Представители Комитета ООН, направив запрос в Российскую Федерацию, потребовали предоставить научные доказательства о вредном воздействии профессий из этого списка на здоровье женщин, но ответа не было. В 2016 году Комитет выпустил решение по заявлению Медведевой, признав нарушение её прав и отметив, что само существование списков запрещённых для женщин профессий способствовало развитию консервативных стереотипов о роли женщин в обществе и препятствовало их карьерному росту. России было рекомендовано пересмотреть законодательство, регулирующее доступ женщин к различным профессиям.

Три года спустя Минтруд инициировал сокращение этого списка, и с 1 января 2021 года его объём сократился более чем в четыре раза — с 456 профессий до 100. С 1 марта 2022 года вступили в силу новые поправки, которые сократили перечень ещё по нескольким позициям, в том числе в авиационной промышленности и металлообработке.

Тем не менее, существует мнение, что существующие ограничения оправданы. Так, работники НИИ медицины труда утверждают, что в химической, полимерной и медицинской сферах наблюдаются нарушения репродуктивной функции. Это связано как с небезопасными условиями труда, так и с переработками.

Пути решения гендерных проблем в мире и в России

В мире сегодня наблюдается положительная тенденция к гендерному равенству на руководящих должностях. В 2021 году число женщин, управляющих компаниями из списка Fortune 500, достигло рекордной отметки — 41 человек. Впервые в этом списке две чернокожие женщины стали CEO предприятий: Роз Брюэр из Walgreens Boots Alliance и Тасунда Браун Дакетт. Также на должности генерального директора компании CVS Health утвердилась Карен Линч, которой принадлежит самый высокий пост среди женщин в бизнесе.

Когда женщины начали работать 5

В России практика назначения женщин на высшие должности также набирает популярность. Каждая пятая компания в стране управляется женщиной (по сравнению со средним уровнем в мире, в России этот показатель превышает мировой в 4,5 раза). Однако Россия всё еще уступает Европе, где доля женщин среди генеральных директоров достигает 34,8%.

Это интересно:  Одинокая женщина после 30 лет: причины и решение проблемы

Общее количество женщин-руководителей в России заметно возросло во многих отраслях. На диаграмме отображена доля женщин-CEO в различных сегментах экономики (в соответствии с исследованием компании Deloitte).

Когда женщины начали работать 6

Женщин на руководящие должности назначают чаще в кризисные моменты для компаний: предприятия среднего и крупного бизнеса показывают более высокие показатели рентабельности капитала.

Доля женщин на высших менеджерских позициях составляла 47% в 2017 году, а в 2021 году — 45%.

Рост числа женщин в руководстве объясняется не тем, что они начали бороться за равноправие, а естественными процессами: число детей у них уменьшилось, бытовая техника помогает им освобождаться от рутинной работы, и если у женщин есть желание, они готовы развиваться.

По данным заведующей лабораторией количественных методов исследования регионального развития РЭУ имени Плеханова, 5 лучших женщин-руководительниц в России:

  1. Светлана Виноградова (Рольф, автомобильная отрасль): ей удается управлять таким «неженским» сектором экономики, потому что она прошла все ступени карьерной лестницы внутри компании — от инженера сервис-бюро до директора дилерского центра Рольф Восток.
  2. Татьяна Бакальчук (Wildberries, торговля): она стала второй женщиной-миллиардером в России по версии Forbes.
  3. Вера Лосева (Стройгазмонтаж, строительство объектов нефтегазового комплекса): занимала высокие должности в компаниях Сибур, Стройгазконсалтинг, а также работала в швейцарской компании.
  4. Ксения Соснина (Илим, лес и деревообработка): занимала управленческие посты, включая должности генерального директора, а также работала в финансовом и операционном управлении в международных компаниях.
  5. Юлия Гадлиба (Ренессанс Страхование, страхование): возглавила отдел маркетинговой поддержки продаж, затем — весь розничный блок компании, а должность гендиректора заняла в 2016 году, сменив на ней Лейлу Барахнину.

Мы решили проконсультироваться с крупными российскими компаниями по поводу гендерных проблем и их решения.

Плакальщицы

На картине Василия Перова «Сцена на могиле» показан важный компонент похоронного обряда — плакальщицы. Их приглашали на похороны, чтобы они помогали оплакивать усопшего, проявляя искреннюю скорбь. Плакальщицы могли не знать умершего, но должны были всем своим видом продемонстрировать, как важен был покойный для окружающих, и помочь родным прожить горе. Считалось, что мужчина не умеет (или по крайней мере не должен) открыто проявлять сильные чувства, что предопределяло выбор женщин для этой роли.

Профессия плакальщицы считается одной из древнейших, о которых упоминается даже в Ветхом Завете:

«Тогда Иоав послал слуг в Фекою, чтобы он привёл оттуда мудрую женщину и сказал ей: „Пожалуйста, притворись скорбящей, оденься в траурную одежду и не мажься маслом. Сделай вид, будто ты много дней скорбишь об умершем“.

Плакальщицы были известны и в Древнем Египте, где они часто работали в паре, олицетворяя двух богинь: Исиду и Нефтиду (символизировавших день и ночь, жизнь и смерть). Их обязанностью было не просто проявлять скорбь, но и нести цветы и другие вещи покойного. Высшей степенью мастерства считалось не просто рыдать, но и рвать на себе волосы и одежду, царапать лицо и падать в конвульсиях. Чем более выразительными были их страдания, тем более значимой считалась величина похорон.

На Руси плакальщиц называли вопленицами. Максим Горький в очерке «Вопленица» описывает профессиональную плакальщицу Ирину Федосову — её приглашали как на похороны, так и на свадебные церемонии. Во время обрядов свадебные вопленицы оплакивали девушку, которая покидала родительский дом. Эта профессия была уважаемой и востребованной, особенно в деревнях, даже несмотря на негативное отношение православной церкви к чрезмерным проявлениям страсти и горя.

? Советы для тех, кто внутри себя тоже немного плакальщица

Повитухи

На картине Кирилла Лемоха «Новое знакомство» можно увидеть повитух. Повитухой могла стать только та женщина, у которой уже были дети. В книге «Русская народно-бытовая медицина», изданной в 1903 году, эта профессия описана так:

«Деревенские повитухи — это всегда пожилые женщины, чаще всего вдовы. Также могут быть бабятами (повитухами) и замужние женщины, но только те, которые сами больше не рожают и у которых отсутствуют месячные. Девица, хоть и престарелая, быть повитухой не может, и бездетная станет плохой повитухой, поскольку как она сможет помогать, если сама не испытала процессов родов?»

Повитуха должна быть крепкой, здоровой, с отличным зрением и слухом. У повитухи должна быть безупречная репутация. В условиях отсутствия родильных отделений в больницах повитухи принимали роды в домах у рожениц, действуя по первому вызову родственников. Если повитуха понимала, что роды будут сложными, она обязана была призвать на помощь местного врача.

Знания повитух до XVIII века основывались на опыте предков, местных традициях и религиозных обычаях. Первые акушерские школы стали создаваться в России в середине XVIII века и делились на повивальные институты, повивальные школы и курсы для сельских повитух. В институтах обучали анатомии и физиологии, тогда как в школах могли освещаться всего лишь арифметика и акушерские практик.

Повитухи заводили записи и обучались определённым стандартам, их привлекали к освидетельствованию тех женщин, которые подозревались в совершении преступлений или осматривали проституток. Если роженица не хотела забирать ребенка, повитуха должна была определить его в воспитательный дом. По состоянию на 1799 году в Москве на государственном уровне состояли 18 повитух.

Им предоставляли право на ежегодный отпуск и пенсию, но их статус оставался ниже, чем у врачей: им платили меньше и не вручали государственных наград. Более того, их мнения часто подвергались сомнению, например, в судебных разбирательствах.

Что почитать про акушерок в других странах

Рекомендуем книгу Дженнифер Уорф «Вызовите акушерку. Подлинная история Ист-Энда 1950-х годов». Это воспоминания акушерки, которая работала в лондонских семьях в середине XX века. Откровенная история о трагедиях и радостях простых людей. Также существует одноименный сериал.

Оцените статью
Женский форум
Добавить комментарий